Спецпроект

"Мій батько врятував від голоду 38 дітей...". Голодомор на Кубані

"У нас тут вся дорога була засіяна мертвими людьми, кожен день їздила підвода, збирала трупи", - розповідає одна з найстарших мешканок станиці Медведовської Марія Іванівна Шульга (в дівоцтві - Коновалова) (рос.).

"Такой был голод, что люди людей ели, - продолжала бабушка. - Я тогда совсем кроха была, а брату моему 13 лет. Вечером мы вместе гуляли на улице и приметили в кустах мешок. Брат глянул, а там – мясо. Он обрадовался. Насилу до дома мешок этот дотащил: "Батя, мясо!". А отец-то стразу понял, что в мешке человек разделанный. Он мешок схватил и отнёс на то же место".

Признаться, к словам Марии Ивановны я отнеслась с недоверием, решила, что она, пожалуй, преувеличивает: "Ну, как это мёртвые люди лежат на улице? Это же не блокадный Ленинград, окруженный кольцом фашистом. Кубань – житница страны. Да и время было мирное, прошло десять лет с окончания гражданской войны. Советская власть в стране действовала во всей полноте.

Однако, начав искать сведения о голодоморе 1932-1933 гг. на Кубани, я быстро обнаружила, что именно полнота советской власти и превратила сотни станиц на юге России в Освенцим.

Самостійна Кубань. 94 роки проголошення незалежності

Вернусь к рассказу Марии Ивановны: "Хоронить людей не успевали. Да и хоронили-то как? Свозили на окраину, рыли яму, сбрасывали туда всех без разбору, потом немного землёй присыпали. Ни гробов, ни крестов. Из могильника этого руки, ноги торчали. Мёрли семьями. Обессиленные дети выползали за калитку, на улицу, просили: "Хлеба, хлеба".

Благодаря открывшимся архивам ни у кого не осталось сомнений, что голод на Кубани был рукотворным.

На Кубані, як і на Україні, працював режим "чорних дошок", занесення на які означало повільну смерть всіх мешканців

Станицы объезжали специальные бригады, которые выгребали в домах и амбарах жителей всё до последнего зёрнышка, крупинки и семечки подсолнуха.  

"У них были такие специальные цепки (железные палки), которыми они долбили глиняные полы и глиняные стенки хат – вдруг, там зерно спрятали, – говорит Мария Ивановна. - Лезли в печку, осматривали чугунки. Если чугунок не был сухим, начинали допрашивать: "Что варили?".

Если находили хотя бы горсть зерна, - мужчин сразу же арестовывали. Почти всех их потом расстреливали. А семью – жену и детей – в эшелонах ссылали на север. Одна наша родственница, тётя Клава, с тремя детьми чудом выжила в Сибири. Рассказывала потом: "Ехали мы много дней. Потом поезд остановился, охранники говорят: "Выходите". А куда выходить? Лес кругом. Они снова: "Выходите". Попрыгали мы. А поезд и уехал. Замерзать нас тут оставили.

Мы, бабы, наломали еловых веток, стали шалаши складывать. Слабые все, многие от холода в первый день замерзли. А я ночью, будто бы лай собак услышала, а утром – петуха. Думаю, может, где-то здесь деревня. Уж лучше мы в дороге замёрзнем, чем здесь. И мы пошли. К вечеру вышли к деревне. Там дети играли. Они как закричат: "Снежные люди! Снежные люди!", потому что мы все с головы до пят были снежной коркой покрыты. Ещё чуть-чуть и замерзли бы. Слава Богу, в деревне нас приняли. А большевиков там не было. Не добралась советская власть ещё туда".

Чорні дошки - економічний метод знищення громадян УРСР (+список "чорних" сіл)

Как следовало из рассказа Марии Ивановны, в затерянной в сибирских лесах деревне тётя Клава пробыла лет пять. А потом вернулась на Кубань – тянуло её на родину. Она дожила до 90 лет, но подробности своей ссылки даже в кругу близких начала рассказывать лишь последние десять лет жизни.

Я же в одной из исторических статей нашла такое вот жуткое свидетельств пожилого рабочего-железнодорожника: "С юга в Сибирь шли составы с женщинами и детьми. Из вагонов нам часто выкидывали свёртки, мы уже знали, что в каждом таком свёртке мёртвый ребёнок. У кого была возможность, писали записку с именем, другие просто кричали: "Похороните по- христиански!".

 Один із документів для Нюрнберга-2

В те страшные 1932-33 годы отец Марии Ивановны – Коновалов Иван Иванович - спас от голодной смерти 38 ребятишек: 

"Отец подбирал на улице еле живых ребят и брал под свою опёку. Он сумел спрятать у нас во дворе под навозной кучей четыре мешка зерна. Каждую ночь брал оттуда тайком понемногу. Мама варила кашу на сорок с лишним ртов - каждому доставалось по ложке. Ещё траву ели. А дети те спасённые, когда выросли, часто к маме моей в гости приезжали, подарки привозили. Помнили, хотя открыто говорить о том голоде в советское время было нельзя. А отец от тифа скончался в 1933 году. Мы к тому времени зерно всё съели. И мама моя, Евдокия Васильевна, каждую ночь ходила в степь 18 км до кукурузного поля и обратно, чтобы нам принести початков. Если бы её схватили с поличным, то нас бы тоже в Сибирь отправили. Тогда за один початок давали 10 лет.

Мама часто вспоминала коллективизацию, когда станичников в колхоз загоняли. Надо было весь скот колхозу отдать и все орудия труда. Отцу моему больней всего было с конём расстаться. Он тому коммунисту, что принимал от него добро, сказал: «Ты коняку-то моего привяжи, а то он сейчас за мной пойдёт». Отец потом маме рассказывал, что конь его заплакал.

Как мы выжили, не знаю. Столько станичников тогда вымерло, убито было, сослано. До сих пор народу у нас в станице меньше, чем в начала 30-х гг. было.

После коллективизации мы все превратились в крепостных. Денег нам не платили, только начисляли трудодни. Я с юности и до пенсии трудилась в колхозе".

 Спогади читачів УП про те, як їхні родини пережили Голодомор

Павуки, очерет і лелеки. Що їли українці у 1932-33 роках

"В Україні було два Голодомори" - американський історик

Майже 60% українців вважають Голодомор геноцидом

Як Голодомор змінив свідомість людей

Радянська преса 1932-33: "В Україні відкриваються нові ресторани" (ФОТО)

Чому не було спротиву під час Голодомору?

"Активісти забирали речі і одежу. А потім на базарі продавали"

"Мою прабабусю врятував сон, який указав на сховок із зерном"

"Мама сиділа в калюжі крові і гралася, хлюпала долоньками"

"Одна родина наїлася мухоморів, щоб умерти - і завдяки їм вижила"

Французький комікс про Голодомор (ФОТО)

Голоди 1833 і 1933 років: різниця в політиці влади

Геббельс у 1935-му: "Голодомор був". Навіть нацисти визнали

Чеський підручник з історії. Як пишуть про Голодомор (ФОТО)

Голод у СРСР. Уривок з книги Тимоті Снайдера "Криваві Землі"

 

Во время рассказа Марии Ивановны я вспомнила веселую советскую комедию "Кубанские казаки", снятую после войны. Фильм был очень популярен в стране, его и до сих пор многие, в том числе молодежь, с удовольствием смотрят. При этом они уверены, что именно такой – счастливой и сытой была жизнь на Кубани.

В этом году у голодомора на Кубани будет "юбилей" - 80 лет. Осенью прошлого года в кубанской станице Убеженской силами её жителей был установлен и освящён монумент жертвам голодомора 30-х гг. Бог даст, когда-нибудь и в Медвёдовской, где живёт Мария Ивановна Шульга, появится памятник жертвам голодомора.

На Кубані від рукотворного голоду загинули сотні тисяч людей. Скромний монумент у станиці Убеженській Успенського району - чи не єдине місце, де можна пом'янути кубанців, вбитих сталінським комунізмом

О нынешней политической ситуации Мария Ивановна говорит дрожащим от волнения голосом: "Не могу видеть по телевизору коммунистов, которые снова обещают нашему народу светлое будущее. Неужели память у людей такая короткая? Неужели даже такая кровавая и страшная история ничему не учит?".

Джерело:znamenie.ru


Щоденник Майдану. Про що ми тоді думали

"Ладно, давайте серьезно. Вот кто сегодня до полуночи готов выйти на Майдан? Лайки не считаются. Только комментарии под этим постом со словами "Я готов". Как только наберется больше тысячи, будем организовываться".

Що сказав Мотика? – відповідь професора Богдана Гудя на тему Волинської трагедії

26 жовтня в етері Українського радіо прозвучало інтерв'ю журналістки Світлани Мялик з відомим польським істориком, головним фахівцем із проблем Волині'43 професором Ґжеґожем Мотикою. Позаяк один із фрагментів цієї майже годинної розмови стосується моєї скромної особи, що гірше – містить низку інсинуацій і неправдивої інформації, прокоментую його для, насамперед, українських слухачів/читачів.

Боротьба між радянськими силами та підрозділами УПА на ПЗУЗ в 1944 році

4 листопада передчасно помер дослідник і популяризатор історії українського визвольного руху Владислав Сапа. У пам’ять про нього «Історична правда» публікує дослідження Владислава, яке одержало відзнаку історика Володимира В’ятровича на конкурсі студентських наукових робіт «Український визвольнй рух» 26 жовтня 2013 року, але досі не публікувалося.

Отець Василь Кушнір. Перший президент Комітету українців Канади

Абревіатура КУК в оперативних документах мдб/кдб срср завжди фігурувала поряд із фразами "антирадянська діяльність", "українські буржуазні націоналісти", "непримиренні вороги Радянського Союзу". Подібних епітетів удостоювалися й активні діячі, які створювали та розбудовували цю потужну громадсько-політичну організацію. Серед них – отець Василь Кушнір, перший президент Світового конгресу вільних українців.