Монумент Слави чи Роздору напередодні Дня Незалежності
"Это не памятник. Это жертвенник, алтарь жестокого божества с вечно горящим огнем. Он символизирует боль, кровь и смерть. Это святилище Неизвестного Солдата, святилище пехоты и заградотрядов, святилище той войны, где люди — расходный материал, а их смерти — статистика".
Утром 14 августа об этом знало от силы 100 человек в стране. Теперь знаете и вы.
Зачем это хотят сделать? Расскажу вам историю.
История будет неполной, если не пригласить в нее Юрий Бирюков.
Юрий, обращаюсь к вам как волонтер — к волонтеру. Вы — волонтер и советник Президента, я — волонтер КиевАрхитектуры. Я знаю, что изменение памятника — ваш проект. Мы оба бросили все и начали сотрудничать с госорганами, чтобы в стране все стало публично и прозрачно. Значит, можно не бояться откровенного разговора.
Итак, история, как всегда, началась с седовласого Українського Митця. К каждой праздничной дате такие материализуются в коридорах власти с эскизами. Их главное умение — просачиваться в кабинеты. Их главное оружие — язык и регалии.
К каждому серьезному празднику Митець приносит идею: нужны Вензеля! Вензеля в широком смысле: огромные иконы, двадцатиметровые свечи, трубящие ангелы, причем трубы должны быть не меньше 8 метров. Лучше — 12. Чем более конъюнктурная тема, тем монументальнее должны быть Вензеля.
В мастерской у Митця всегда припасена пара трехметровых бронзовых венков — они подходят к любому событию.
Чиновник видит, что у ангелов на эскизе — лица комсомольцев. Но он которую неделю в осаде звонков, визитов и официальных обращений от Союза лауреатов премии Ленинского Комсомола. Дата приближается. Чиновник зажмуривается и ставит подпись.
Так за подписью Януковича в Киеве чуть не появился 30-метровый апостол Андрей, идущий по воде у Паркового моста.
Так за подписью Турчинова на Институтской чуть не вырос мемориал Небесной сотни с ангелами, сошедшими на Майдан прямо с заседания парткома. К счастью, город объявил официальный конкурс Terra Dignitas. Митцi, кстати до сих пор судятся с организаторами "по процедурным вопросам".
И, наконец, — кто-то должен сказать это вслух, — таким же образом за подписью Ющенко появился мемориал Голодомора в парке Вечной славы. Пустое, совковое монументальное "мистецтво" оскорбляет память национальной трагедии, но все утерлись и просто ходят мимо.
Август 2015 года. На повестке — памятник АТО.
В кабинете — Митці, делавшие музей "Великой Отечественной Войны". О да, именно они должны объяснять обществу, почему Вторая мировая война в советском изложении была обманом.
Конкурс не объявляли, проекта нет, обсуждений и экспертиз не было; Институт нацпамяти против смешения тем Второй мировой войны и АТО; специалисты-архитекторы, перемежая аргументы уговорами, объясняют, почему так делать нельзя.
Против — все.
Но нет! Нема часу! Не розмишлять! Біжимо туди!
У всех ответственных лиц сложные отношения и договоренности. Все молчат. Выносить сор из избы не принято.
Все это в Украине называется — "политическая воля".
Проектирование производится в фотошопе. Первым делом к стелле примащивают те самые бронзовые венки из закромов Митця. Но выясняется, что их невозможно прикрепить к плитам фундамента, потому что они могут лопнуть, если их сверлить или долбить. Кроме того, эскиз с венками — такой чудовищный совок, что кровь из глаз идет даже у сотрудников Администрации Президента. В итоге Митця вежливо выставляют за дверь, но эманации совка остаются и продолжают править бал. Часы тикают. Приближается Дата.
Начинается карнавал идей, все вспоминают навыки рисования на партах. Появляются и исчезают совсем уж фантасмагоричные варианты: "Давайте вколотим в мемориал Вечной славы две гильзы с прахом погибших с гравированными посвящениями!"
Я представляю как в телетрансляции с постамента медленно сдергивают флаг и всей стране демонстрируют, что именно Украина посвящает Героям АТО и Второй Мировой войны — по патрону на брата.
К счастью, этот образ приходит на ум не только мне. Принимается решение остановиться на двух плитах с надписями по бокам от Вечного огня. Их как раз за неделю успеют сделать в ближайшей гранитной мастерской.
Меморіал Слави у Києві |
Все это происходит с мемориалом Авраама Моисеевича Милецкого — лучшего киевского послевоенного архитектора. Великого украинского архитектора-еврея, который прошел всю войну, чудом не был сожран ни коммунистами ни нацистами и считал Парк Славы работой своей жизни. Сейчас кто-то по заказу АПУ нам все исправит, чтобы было лучше и правдивее, чем у Милецкого.
Недавно были найдены останки двух бойцов, захороненных друг под другом в одном месте: один — еще со Второй мировой войны, второй — с той, которая называется сейчас "АТО". Это фантастическая история, редко в жизни сталкиваешься с такими историями. Юрий, вы правильно почувствовали, что это — сюжет мирового масштаба.
Но в кадре появился Митець. Потом приняли решение похоронить солдат прямо под монументом Славы. В итоге этот сюжет мирового масштаба будет погребен под двумя уродливыми гранитными плитами во время события, которое в цивилизованном мире не заметят, а те, кто заметит будет считать варварством и брезгливо морщить нос, вспоминая об ИГИЛе.
Юридически все это — пустышка. Монумент находится в ведении Минкульта, который по закону должен заказать проект, согласовать с авторами монумента и их наследниками, провести экспертизы. Ничего этого не было сделано. Без этого все, что можно "быстро налепить", можно точно так же быстро сдернуть на следующий день — вы думаете, будет мало желающих это сделать? Мы хотим так подставляться? Или что, вы поставите охрану?
Юрий, что с нами всеми случилось за год?
В августе 2014 года вы стали советником Президента. Вы занимались армейской логистикой и мотались на фронт. Вы спасли много жизней, мы все вам благодарны.
В это же время мы в общественном экспертном совете и с бригадой из 100 волонтеров организовывали первый в Украине честный международный архитектурный конкурс — на Мемориал Героям Небесной сотни. Не знаю, спасли ли мы жизни, но точно спасли Киев от коньюнктурного совка на Институтской.
В конкурсном задании мы сформулировали задачу участникам: воплотить ценности Волі, Гідності, Єдності і Громади, проявленные на Майдане. Весной победил проект итальянцев. Фантастический, простой и реализуемый — сад красных кленов на Институтской. Мемориал не смерти — жизни. Рассказывающий, что жертва была большой, и нам было очень больно. Что жизнь продолжилась, но мы запомним этот урок.
Чтобы посадить деревья весной, перед второй годовщиной Майдана, надо строить мемориал зимой, а проектировать осенью. Итальянцы не могут по украинским законам проектировать у нас, с ними должно работать украинское бюро. Но ничего не происходит. Мемориал — это повестка национального уровня. Пока национальный лидер не выйдет и не скажет: "Мы строим мемориал. Вот — фонд. Вот — моя десятина", ничего не будет. Пока в АПУ не появится ответственный, двигающий проект в ручном режиме — ни одна шестеренка в госаппарате не придет в движение. У нас пока такой госаппарат, нам тоже жаль.
Пока все идет к тому, что мемориала не будет. Воля, Гідність, Єдність і Громада не являются приоритетами государства, есть более важные задачи: идет война, впереди выборы.
Наверняка начнется обычная беготня за месяц до второй годовщины Майдана — надо будет срочно "шо-то делать", "какую-то инсталляцию о Майдане". В этом году мы придумали "Промені Гідності", и вы в АПУ решили его запускать. Президент зажег прожектора, бьющие в небо, и люди радовались, впервые увидев в Украине на государственном уровне не-совок. Мы тоже были очень рады.
"Промені Гідності" у першу річницю розстрілу Небесної Сотні |
А что будет на этот День Независимости?
Юрий, то, что происходит сейчас — неправильно. Не потому, что все это делается кулуарно, без публичной дискуссии. И даже не потому, что монумент в Парке Вечной славы — один из лучших мемориалов, когда-либо построенных в Украине.
Дело в том, что этот мемориал — не памятник. Это жертвенник, алтарь жестокого божества с вечно горящим огнем. В 40-х к его ногам бросили миллионы людей. И сам Парк Вечной славы — страшное место. Смотришь от входа на штык — и становится не по себе. Потому что он символизирует боль, кровь и смерть. Этот монумент — святилище Неизвестного Солдата, святилище пехоты, которую бросали на танки, святилище заградотрядов, святилище той войны, где люди — расходный материал, а их смерти — статистика.
В этом ваша вера? В том, что в 21 веке, в мире, где давно существует анализ ДНК, украинцы, погибшие за независимость своей страны могут остаться неизвестными? В этот мемориал вы хотите захоронить тела бойцов?
Возможно, кому-то кажется, что если поменять надпись на памятнике, то изменится его суть, и все забудут, чему он был посвящен последние 58 лет. Но это не просто памятник, а святилище культа. Каждый год 9 мая верующие "культа Победы" возлагают к алтарю цветы — символы жизни бросают к огню бога смерти, как и тысячи лет назад.
Если хотите переосмыслить историю — организуйте открытый конкурс. Через полгода у вас будут проекты от лучших команд из Восточной Европы, от авторов, которые уже имели у себя в стране дело с "исходом из совка". Мы поможем вам это организовать, у нас есть такой опыт.
"1941", написанное на входе в парк — ложь. Мы дорого за нее платим и не должны забывать эту ошибку. Пусть по результатам открытого конкурса и общественных обсуждений перед входом в парк появится что-то, что не даст нам всем об этом забыть.
Но мы не можем переименовать или изменить мемориал. Эффект будет — но не таким, какого вы ждете. Не надо трогать чужой алтарь. Однажды к нему перестанут носить цветы, а огонь погаснет. Это произойдет не завтра, но уже очень скоро. Не раздувайте этот огонь.
Юрий, я понимаю, почему вы все это делаете: сейчас война и мы должны говорить с людьми. Но для этого не нужны очередные гранитные плиты, и для этого не надо ворошить прах.
Сядьте на вертолет, выберите красивый безымянный холм над Днепром. Выкопайте могилу на его вершине. Похороните там двух украинских бойцов, погибших в двух бесчеловечных войнах, на одном и том же месте, с разницей в 70 лет. Похороните их под украинскими флагом.
Пусть человек, которого Нация избрала своим лидером, даст этому холму имя и произнесет речь — чтобы услышали все: в Украине больше не будет неизвестных солдат, как нет их в Израиле, в Германии, в Америке, — в любой стране, где жизнь человека чего-то стоит. Каждый, кто отдает жизнь за независимость Украины, должен знать, что его найдут и захоронят с почестями, и на могиле будет имя, а не табличка "Солдат №123".
Это должно быть сказано — в День Независимости, во время Украинской Войны за Независимость.
И, поверьте, это услышат и в Донецке и во Львове.
Девиз итальянского проекта-победителя на мемориал Героям Небесной сотни — The city is not a page that can be deleted and rewritten at each revolution. Memory can’t be reset. Life comes from history wounds.
Это значит:
Город — не страница, которую можно вырвать или переписать после каждой революции.
Память нельзя стереть. Жизнь растет из ран истории.
Это говорю вам не я. Это вам говорят победители первого в Украине честного, открытого международного архитектурного конкурса — на мемориал Героев Небесной Сотни. Мемориала, посвященного Воле, Гідності и Єдності Громади. Того мемориала, который мы не строим, потому что ковыряемся в Могиле Неизвестного Солдата.
Все это безвкусно.
Но хуже того, это — не гідно.
Мы все надеемся на вас как на советника и на мудрость того, кто слушает ваши советы.
Если вам понадобится наша помощь — мы будем рады ее оказать.
Я призываю всех, кто готов присоединиться к этому обращению, поставить свою подпись, расшарить текст в соцсетях и попросить о том же своих друзей, если вы почему-то считаете все это важным.
Я призываю СМИ републиковать это обращение, если вы согласны с тем, что происходящее — вопрос национального достоинства.
Я надеюсь, что нас будет очень хорошо слышно.
Спасибо.
Дмитрий Гурин
эксперт по общественным коммуникациям, волонтер КиевАрхитектуры, член Рады общественных экспертов конкурса Terra Dignitas на Мемориал Героям Небесной сотни и ревитализацию ядра города Киева, соавтор конкурсного задания, соавтор идеи "Проміней Гідности".
P.S. Эй! Это же была революция достоинства!
Достоинства, черт нас всех дери.
Першопублікація і подальша полеміка на сторінці автора у фейсбуці