Спецпроект

"Гонений на религию в СССР нет" - интервью митрополита Сергия. 1930 год

Ответы митрополита Сергия (Страгородского) на пресс-конференции с представителями советской печати о положении православной церкви в СССР 15 февраля 1930 г.

Новообраний Патріарх Московський Сергій. З обкладинки журналу Time за грудень 1943

Проклятие от "сергианства" еще долго будет откликаться постсоветскому христианству. Ибо тогда абсолют Евангельской истины отодвигается на второй план. Краеугольным камнем становится целесообразность, превращаясь в идола и главного бога. Наилучшим образом это проиллюстрирует следующий документ (оказавшийся в моей библиотечке).

Вопрос: Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?

Ответ: Гонения на религию в СССР никакого не было и нет. В силу Декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно, и никаким государственным органом не преследуется.

Больше того, последнее постановление ЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию.

Вопрос: Верно ли, что безбожники закрывают церкви и как к этому относятся верующие?

Ответ: Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих.

Вопрос: Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, выселяются и т.д.

Ответ: Репрессии, осуществляемые Советским правительством, в отношении верующих священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за различные антиправительственные деяния.

Вопрос: Допускается ли в СССР свобода религиозной пропаганды?

Ответ: Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб т произнесение проповедей (только к сожалению, мы сами подчас не особенно усердствуем в этом).

Вопрос: Соответствуют ли действительности сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами Соввласти по отношению к отдельным священнослужителям. (Например, "Морнинг Пост" от 20 декабря 1929 г. и 4 февраля 1930 г.).

Ответ: Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это сплошной вымысел, клевета, совершенно не достойная серьезных людей.

К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за их религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях.

Вопрос: Как управляется Церковь и нет ли теснения для управления?

Ответ: У нас, как и в дореволюционное время, существуют центральные и местные церковные управления. В управлении наших органов до сих пор не было никаких теснений.

Вопрос: Пользуется ли какое-либо религиозное течение привилегиями со стороны Соввласти перед другими религиозными течениями? И не оказывается ли Советским правительством поддержка одному из этих течений?

Ответ: По советскому законодательству все религиозные организации пользуются одинаковыми правами.

Вопрос: Как вы относитесь к недавнему обращению Папы Римского?

Ответ: Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляют недавнее обращение Папы Римского против Сов. власти. ...Мы считаем излишним и ненужным это выступление Папы Римского, в котором, мы, православные, совершенно не нуждаемся.

Вопрос: Как вы относитесь к выступлению архиепископа Кентерберийского на Кентерберийском церковном соборе?

Ответ: Нам кажется вообще странным и подозрительным внезапное выступление целого сонма... разного рода церквей. ... трудящиеся люди Лондона расценивают выступление Кентерберийского как выступление, "пахнущее нефтью".

15 февраля 1930 г.

Госархив РФ, Ф 6343, ОП. 1., Д 263, ЛЛ 57 Машинописная копия

Джерело: ЖЖ Миколи Малухи

--------------------------------

Сергий (Страгородский) - на момент интервью митрополит Нижегородский, с 1943 года - патриарх воссозданной Московской Патриархии с впервые применившимся титулом "Патриарх Московский и всея Руси".

Щоденник Майдану. Про що ми тоді думали

"Ладно, давайте серьезно. Вот кто сегодня до полуночи готов выйти на Майдан? Лайки не считаются. Только комментарии под этим постом со словами "Я готов". Как только наберется больше тысячи, будем организовываться".

"Нас не подолати!". Полтавський вимір Помаранчевих подій: до 20-ої річниці Другого Майдану

Цьогоріч відзначаємо 20-річчя Другого Майдану або "Помаранчевої революції". Це акції за збереження незалежності і проти масових фальсифікацій президентських виборів 2004 року на користь путінського ставленика Януковича. Під помаранчевими стягами гуртувалися ті, хто не хотів сповзання України у болото "совка" і російських впливів. Помаранчеві протести стартували 21 листопада 2004 року і тривали до 28 грудня 2004 року. За даними соціологів, понад 6,6 млн громадян взяли участь у Помаранчевій революції.

Що сказав Мотика? – відповідь професора Богдана Гудя на тему Волинської трагедії

26 жовтня в етері Українського радіо прозвучало інтерв'ю журналістки Світлани Мялик з відомим польським істориком, головним фахівцем із проблем Волині'43 професором Ґжеґожем Мотикою. Позаяк один із фрагментів цієї майже годинної розмови стосується моєї скромної особи, що гірше – містить низку інсинуацій і неправдивої інформації, прокоментую його для, насамперед, українських слухачів/читачів.

Боротьба між радянськими силами та підрозділами УПА на ПЗУЗ в 1944 році

4 листопада передчасно помер дослідник і популяризатор історії українського визвольного руху Владислав Сапа. У пам’ять про нього «Історична правда» публікує дослідження Владислава, яке одержало відзнаку історика Володимира В’ятровича на конкурсі студентських наукових робіт «Український визвольнй рух» 26 жовтня 2013 року, але досі не публікувалося.