Спецпроект

"Гонений на религию в СССР нет" - интервью митрополита Сергия. 1930 год

Ответы митрополита Сергия (Страгородского) на пресс-конференции с представителями советской печати о положении православной церкви в СССР 15 февраля 1930 г.

Новообраний Патріарх Московський Сергій. З обкладинки журналу Time за грудень 1943

Проклятие от "сергианства" еще долго будет откликаться постсоветскому христианству. Ибо тогда абсолют Евангельской истины отодвигается на второй план. Краеугольным камнем становится целесообразность, превращаясь в идола и главного бога. Наилучшим образом это проиллюстрирует следующий документ (оказавшийся в моей библиотечке).

Вопрос: Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?

Ответ: Гонения на религию в СССР никакого не было и нет. В силу Декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно, и никаким государственным органом не преследуется.

Больше того, последнее постановление ЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию.

Вопрос: Верно ли, что безбожники закрывают церкви и как к этому относятся верующие?

Ответ: Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих.

Вопрос: Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, выселяются и т.д.

Ответ: Репрессии, осуществляемые Советским правительством, в отношении верующих священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за различные антиправительственные деяния.

Вопрос: Допускается ли в СССР свобода религиозной пропаганды?

Ответ: Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб т произнесение проповедей (только к сожалению, мы сами подчас не особенно усердствуем в этом).

Вопрос: Соответствуют ли действительности сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами Соввласти по отношению к отдельным священнослужителям. (Например, "Морнинг Пост" от 20 декабря 1929 г. и 4 февраля 1930 г.).

Ответ: Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это сплошной вымысел, клевета, совершенно не достойная серьезных людей.

К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за их религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях.

Вопрос: Как управляется Церковь и нет ли теснения для управления?

Ответ: У нас, как и в дореволюционное время, существуют центральные и местные церковные управления. В управлении наших органов до сих пор не было никаких теснений.

Вопрос: Пользуется ли какое-либо религиозное течение привилегиями со стороны Соввласти перед другими религиозными течениями? И не оказывается ли Советским правительством поддержка одному из этих течений?

Ответ: По советскому законодательству все религиозные организации пользуются одинаковыми правами.

Вопрос: Как вы относитесь к недавнему обращению Папы Римского?

Ответ: Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляют недавнее обращение Папы Римского против Сов. власти. ...Мы считаем излишним и ненужным это выступление Папы Римского, в котором, мы, православные, совершенно не нуждаемся.

Вопрос: Как вы относитесь к выступлению архиепископа Кентерберийского на Кентерберийском церковном соборе?

Ответ: Нам кажется вообще странным и подозрительным внезапное выступление целого сонма... разного рода церквей. ... трудящиеся люди Лондона расценивают выступление Кентерберийского как выступление, "пахнущее нефтью".

15 февраля 1930 г.

Госархив РФ, Ф 6343, ОП. 1., Д 263, ЛЛ 57 Машинописная копия

Джерело: ЖЖ Миколи Малухи

--------------------------------

Сергий (Страгородский) - на момент интервью митрополит Нижегородский, с 1943 года - патриарх воссозданной Московской Патриархии с впервые применившимся титулом "Патриарх Московский и всея Руси".

Платоніда Хоткевич. «Щоб нічого не надрукувала про чоловіка»

В архівних фондах Служби зовнішньої розвідки України знайдено тоненьку справу на Платоніду Хоткевич – дружину визначного українського діяча Гната Хоткевича, який був репресований сталінським режимом і розстріляний 8 жовтня 1938 року за "участь у контрреволюційній діяльності і шпигунство на користь Німеччини". Дружину ж органи СМЕРШ вистежили після Другої світової війни у Празі і заарештували, "щоб нічого не надрукувала про чоловіка".

"Моя війна". Уривок із книги Валерія Залужного

"Моя війна" — це особиста розповідь генерала Валерія Залужного про шлях від хлопчака до Головнокомандувача Збройних Сил України, а водночас це історія країни, яка прямує до війни: спершу примарної, у можливість якої ніхто не вірив, а згодом великої, ґлобальної, повномасштабної.

Волинь’43: Що замовчує польська історіографія?

Документи польської конспірації, зокрема Делегатури уряду на Край і командування Армії Крайової, свідчать про те, що ситуація на цих теренах у роки Другої світової війни була дуже неоднозначною, а інспіраторами процесу "очищення" Волині від її польського населення виступали не лише українські націоналісти різних відламів, але й совєти, німці та кримінальні елементи.

Клим Семенюк мав з Василем Стусом одного слідчого та Медведчука за адвоката, але не були особисто знайомі

Ми боремось за нашу незалежність сьогодні, оскільки попередні покоління боролися за неї та зрештою її здобули. Із загальної кількості репресованих українців багато абсолютно невинних людей, які навіть і не думали про вільну Україну. Про ту, яку думав Клим Семенюк. Саме завдяки йому і таким, як він, ми маємо за що боротися зараз.