Спецпроект

Музейний заколот-2. Чому і як треба реформувати музеї

Значну частину працівників музеїв складають дами бальзаківського віку. Саме завдяки їм музеї ще живуть. Але ці ж кадри мають ряд недоліків. Головне - їх ніхто не вчив працювати в конкурентному середовищі. Вони продовжують жити стереотипом, що відвідати музей - обов'язок кожного. (рос)

geografica.net.ua

Тема увольнения директоров наиболее знаковых музеев и заповедников Украины вот уже две недели остается одной из наиболее обсуждаемых.

На этом фоне многие вдруг осознали, что музейная система нуждается в реформировании.

К сожалению, единого видения такой реформы во власти не существует, что очень четко прослеживается по заявлениям чиновников от культуры.

Под "реформой" они часто понимаются абсолютно противоположные, несистемные, порой – разрушительные вещи.

Музейний заколот-1. Чому змінюють керівництво головних музеїв країни

Считаем необходимым обратить внимание на несколько моментов, без учета которых качественные изменения музейной системы состояться не могут.

Ценный утиль

Суть исторического момента, в котором оказались отечественные музеи, заключается в следующем.

В Украине ускоренными темпами завершается утилизация советского наследия, за счет которого государство живет уже 20 лет.

Этот процесс накладывается на тенденцию сокращения функций государства, что проявляется либо в приватизации, либо в ликвидации институтов, ранее находившихся на попечении властей и содержавшихся за бюджетные деньги. Всё это мы уже наблюдаем в сфере образования, в медицине и др.

Музейная система – это один из последних осколков советского прошлого, который благодаря своей закрытости сохранился в достаточно цельном виде.

Самое ценное, что осталось музейной системе с советских времен – это сеть общедоступных финансируемых из бюджета учреждений, которая, несмотря на все катаклизмы, до сих пор проникает до уровня большинства районных центров.

Наличие такой научно-просветительской и воспитательной сети в провинции – это роскошь, присущая только развитым странам, которую мы разучились ценить. В странах третьего мира есть богатейшие музеи в столицах, а вот сетей нет.

Скандал. Як реконструювали музей Шевченка в Каневі (ФОТО)

Принцип функционирования этих сетей в закрытых и открытых обществах отличается. В СССР присутствовала вполне объяснимая централизация финансирования музеев, подготовки кадров, целеполагания, поскольку они, помимо образовательно-просветительской функции, являлись частью пропагандисткой машины.

В западных обществах эта сфера устроена более гибко, что не в последнюю очередь обусловлено опорой музеев не только на государственный ресурс. Поэтому на западе нет противоречий в том, что государственная коллекция может находиться в частном здании или наоборот, а учетом музейных ценностей занимается общественная организация.

Если приходится, на Западе музеям также урезают бюджеты, сокращают сотрудников и другими способами подталкивают к изменениям. Но при этом государство идет им навстречу, создавая среду, в которой они могут выжить и выполнять свои общественно полезные функции.

Сейчас уже очевидно, что музейная сеть Украины будет вынуждена измениться или погибнуть - потому что изменилась страна.

Государство удерживает единую рамку в виде нормативной базы, но функция единого целеполагания уже отсутствует. Система подготовки кадров устарела. Финансирование осуществляется на уровне медленной деградации. При этом блокируются попытки создать альтернативные источники поддержки музеев за счет частных и общественных ресурсов.

Как сеть государство музеи не использует, в таком качестве они ей просто не нужны, поскольку приоритеты гуманитарной политики диаметрально меняются после каждых выборов.

Поэтому регулярно возникающие попытки "утилизировать" и "монетизировать" музеи – это отражение реальной ситуации. Сегодня это еще нонсенс, но уже завтра это может стать государственной политикой, как уже стали многие вещи, пару лет назад считавшиеся невообразимыми.

Музей радянської окупації. Сюди відмовився зайти Янукович (ФОТО)

Музейная система подошла к рубежу, за которым только два пути: 1) обрушение значительной части с приватизацией самого ценного и ликвидацией балласта; либо 2) перерождение в современную сеть, которая будет строиться по законам открытого конкурентного общества с опорой не только на государство.

В случае движения по сценарию обрушения и отсечения всего "лишнего" - а именно в этой колее мы сейчас движемся - в Украине наверняка сохранятся крупнейшие музеи, которые будут выполнять декоративно-презентационную функцию статусных игрушек для сильных мира сего. Но за пределами столицы и областных центров будет пустыня.

Эрозия памяти

Процесс "опустынивания" протекает незаметно уже 20 лет. За годы Независимости в Украине тихо погибли целые категории музеев, исчислявшиеся сотнями заведений и хранившие многие сотни тысяч объектов.

Во-первых, практически исчезли как класс народные музеи в селах и малых городах. Во-вторых, из тысяч остались лишь несколько десятков музеев на предприятиях, в учреждениях. В-третьих, огромные потери понесли музеи школ. Где-то они полностью исчезли, где-то их коллекции были выпотрошены.

Подчеркиваем: исчезли не отдельные вещи или заведения, а целые сети.

Сейчас линия обороны, на которой идет битва – это районные музеи, которых насчитывается порядка 400. При нынешней тенденции этот рубеж падет буквально через пару лет и восстановить его будет невозможно.

Почему так важны эти музеи? Помимо сетевого характера, районный музей – это единственный музей, который увидят в своей жизни миллионы украинцев.

Музей Берестецької битви. У звичайному селі (ФОТО)

Миллионы украинских детей никогда не попадут в Национальный музей истории Украины или в Национальный художественный музей. Они никогда не увидят "живьем" пектораль или Оранту в Софии Киевской.

Сотням тысяч не представится возможность посетить даже музей своего областного центра. Их мировоззрение, отношение к истории своего края, своей страны будет формироваться на уровне района.

Если эта сеть разрушится, провинция еще глубже погрузится в пучину неразвития. Поэтому качественная, современная сеть музеев, охватывающая районный уровень – тот приоритет, за который должна бороться Украина, если она не хочет стать страной без памяти.

Но, как мы уже отметили, сетевой характер и такое количество музеев не нужно государству в нынешнем его виде. Должен появиться другой заказчик, который увидит в музеях ценность и примет участие в их содержании и защите. Этим заказчиком может быть только общество.

Поэтому задача музейной реформы – это создание условий для включения негосударственных (частных, общественных) механизмов поддержки музеев с целью их выживания и развития.

Общественный интерес

Проблема в том, что сейчас у общества в лице, скажем, местных громад, нет потребности бороться за свои музеи. Потому что музеи играют все меньшую роль в повседневной жизни.

Жизнь идет, а музеи не меняются. Они перестали быть полезными, интересными. Как следствие - местные громады в своей массе перестали воспринимать музеи как нечто важное.

В ситуации, когда государству они уже не нужны, а общество еще не готово их поддерживать, музеи обречены. Спастись они могут, только изменившись до такой степени, чтобы люди на местах начали за них бороться.

Як зробити супер-музей із Десятинки. Досвід Кракова і Парижа (ФОТО)

Этого можно достичь, только превратив музей в центр притяжения для абсолютно разных людей. Если музей хочет выжить, он должен перестать быть местом, где собирается недобитая интеллигенция. Он должен быть интересен водителям маршруток и базарным торговцам, рабочим и служащим, их семьям.

Такие преобразования нельзя осуществить, расставив "менеджеров". Менеджеры могут адаптировать музеи к требованиям того, кто их нанял, т.е., государства. Необходимо качественно изменить музейную среду изнутри.

В музейной реформе можно выделить общую и особенную части. Общая – это процесс децентрализации и делегирования полномочий, подкрепленных деньгами, в регионы. Принятие законов, которые будут стимулировать благотворительность и меценатство, расширят возможности музеев самостоятельно зарабатывать деньги и т.д.

Особенное – то, что должна совершить сама музейная система, не дожидаясь, пока завершатся процессы, на которые она влияет только опосредованно или не влияет вообще. Речь идет о формировании музейного работника нового типа. Это как раз задача для Минкульта, если он не хочет стать "ликвидационной комиссией".

Кадры решат все

Сейчас в музеях кадровая ситуация очень сложная. Значительную долю сотрудников (на местном уровне - критическую) составляют дамы бальзаковского и постбальзаковского возраста.

Среди них попадаются разные люди: случайные, "блатные" и т.д. Но в сумме эти кадры – золотой фонд отечественных музеев, лучшее, что в них есть.

Именно благодаря им музеи пока сдерживают удары внешней среды. Но эти же кадры обладают рядом очевидных недостатков.

Главное – их никто никогда не учил работать в конкурентной среде. Они продолжают жить стереотипом, что посетить музей – это долг и потребность каждого человека. "Начальство" для многих остается единственным источником материальных благ и руководящих указаний. И в ближайшие годы они уйдут…

Дім Троцького в Мехіко. Прогулянка музеєм видатного українця (ФОТО)

Поскольку в силу разных причин в музеях непропорционально мало сотрудников среднего возраста, процесс "омоложения" музейных специалистов, о котором любят говорить чиновники, может принять характер неконтролируемого обвала. Музейная система потеряет устойчивость, чего только и ждут "утилизаторы".

Отсюда возникает прикладная задача, которую необходимо решить в контексте музейной реформы, а именно быстро (год - два) обучить критическую массу музейных сотрудников напрямую работать с обществом в конкурентных меняющихся условиях, выстраивать сети друзей, опираться на их возможности.

Должен появиться целый класс людей, способных и заинтересованных работать по-новому.

Музейный счет

Как это должно выглядеть? Давайте считать.

По официальным данным, в Украине насчитывается 546 музеев и 25 заповедников, которые содержатся за счет государственного и местных бюджетов. Реформа должна пронизать всю систему, чтобы сделать откат невозможным.

В каждом учреждении необходимо сформировать ядро из 2-5 человек, которое сможет укрепиться и внедрить новую практику работы с обществом, развернуть музей в эту сторону.

Кто эти люди? В идеале это должны быть музейные сотрудники, которые в перспективе 2-3 лет смогут претендовать на руководящие посты. Частично это могут быть представители родственных профессий (журналисты, краеведы, учителя) и "менеджеры", готовые вкладывать усилия в музей.

Грубо говоря, получаем порядка 2000 человек на страну, которых нужно обучить за ближайшие пару лет, пока нынешняя система не утратился управляемость.

Как их научить? Решением должно стать обучение через серию 3-4 непродолжительных, но очень интенсивных сессий. Ставку нужно сделать на игротехническую практику, которая взрывает и перенастраивает мозг. Музейщики должны, в первую очередь, придумывать и воплощать проекты, которые позволят вовлечь людей в совместную деятельность.

Только если люди перейдут из разряда потребителей в ранг сопричастных, они будут защищать музей как что-то свое.

"Ніч Музеїв" у тюрмі Лонцького - створено ентузіастами (ФОТО)

За два года реально подготовить качественно новую музейную сеть, которая постепенно переродится изнутри. Музейные коллективы изменятся сами и постепенно изменят среду вокруг себя. Без изменения людей, даже самые благие законы не помогут.

Осознавая, что в каждом музее страны у тебя есть единомышленники, этим людям будет проще преодолевать трудности, кооперироваться для решения более сложных задач, корректировать действия властей, лоббировать нужные законы и т.д.

Эффект от таких преобразований, когда меняются люди, а не расстановка кресел и система подчинения чиновников, будет многократно выше. Потому что чиновничью вертикаль можно легко перестроить назад, а законы переписать. Изменить сознание людей намного сложнее, особенно, если работать и жить по-новому им понравится.

Музеи сами должны требовать от государства таких изменений. Потому что через пару лет ситуация станет безвыходной.

Клим Семенюк мав з Василем Стусом одного слідчого та Медведчука за адвоката, але не були особисто знайомі

Ми боремось за нашу незалежність сьогодні, оскільки попередні покоління боролися за неї та зрештою її здобули. Із загальної кількості репресованих українців багато абсолютно невинних людей, які навіть і не думали про вільну Україну. Про ту, яку думав Клим Семенюк. Саме завдяки йому і таким, як він, ми маємо за що боротися зараз.

Випускник Лубенської гімназії, видатний правник УНР: до 160-річчя Сергія Шелухіна

6 жовтня минула 160-та річниця з дня народження Сергія Шелухіна – соратника Симона Петлюри, Генерального судді УНР, міністра судових справ УНР, юриста-правника, Генерального прокурора у добу Центральної Ради, письменника, історика та дипломата, учасника п'яти наукових товариств, обстоювача автокефального статусу Православної Церкви України, громадського і політичного діяча.

До питання правового статусу Східної Галичини у 1918-1939 роках

Встановлення Польщею контролю над територією Східної Галичини у період після листопада 1918 року відбулося внаслідок здійснення Польщею агресії проти ЗУНР, окупації та подальшої анексії Східної Галичини.

Закордонне представництво УГВР. "Америка нам допоможе!"

Після того, як органи нквс урср у 1944 році отримали інформацію про створення Української Головної Визвольної Ради (УГВР) і захопили протоколи установчих зборів цього повстанського тимчасового парламенту або уряду воюючої України, перед ними постало завдання знайти всіх його активних діячів. Але пошуки на українських теренах виявилися марними.