Как Европе стоит отвечать на российскую агрессию
Социальный порядок в РФ зависит от Европы, которую высмеивает российская пропаганда. Общие ограничения по визам, несколько тысяч запретов на вьезд и несколько дюжин замороженных счетов действительно могут повлиять.
Посылая войска в Украину, Россия нарушила международное право, попрала множество соглашений и подготовила почву для европейской войны.
У России нет ни одного casus belli, помимо эксцентричного видения внутренней политики соседней страны. Сюрреалистичное развязывание войны Кремлем плохо и, очевидно, требует ответа Европейского Союза, которого, кроме Украины, оно касается в первую очередь.
Украина граничит с четырьмя членами Европейского Союза, и ее новое правительство сделало присоединение к ЕС первостепенной задачей своей внешней политики.
Российское вторжение в Украину направлено против ЕС, представляющего, как решила Москва, угрозу своим интересам и воистину цивилизационную проблему.
Глобальный крестовый поход президента Путина против гомосексуалов превратился, на протяжении этих последних недель, в специфическую внешнюю политику, направленную против ЕС.
Кремль дал понять, что контроль над Украиной является шагом к созданию Евразийского Союза, образования, соперничающего с ЕС, которое отвергнет европейский "декаданс" в пользу защиты христианской гетеросексуальности и пр. Пресса, близкая к Кремлю, месяцами упоминала Европу как "Гейропу".
Как Европа может ответить на непосредственную проблему военного вмешательства в Украине и на более фундаментальную политическую проблему европейских ценностей и достижений?
Само собой разумеется, ЕС не может действовать в одиночку. В 1994 году Соединенные Штаты, Великобритания и Россия гарантировали Украине ее территориальную целостность в обмен на согласие Киева уничтожить запасы ядерного оружия.
Теперь, поскольку Россия нарушила это соглашение и отвергла предложения США начать переговоры, Лондон и Вашингтон прямо вовлечены в кризис. Украина также граничит с четырьмя членами НАТО. Соединенные Штаты являются уместной военной силой.
Все же, у ЕС могут быть карты получше, чем думают русские.
Российская пропаганда об испорченной Европе умалчивает о некой глубокой связи. Туризм в Евросоюзе — это предохранительный клапан для широкого слоя среднего класса в России, идущего на поводу у моды и берущего себе в пример многое другое именно у европейской культуры. Многие из русской элиты посылают своих детей в частные школы Евросоюза или Швейцарии.
Пока верстался этот текст, пламенный борец с Гейропой Дмитрий Киселев оказался с семьей в Амстердаме. Фото: твиттер mrsBelous |
Помимо этого, поскольку ни один русский с достаточно серьезными средствами не доверяет российской финансовой системе, богатые русские выводят свои средства в европейские банки.
Другими словами, российский социальный порядок зависит от Европы, которую высмеивает российская пропаганда. А под лицемерием, как водится, кроется уязвимость.
Мягкая сила способна ранить. Общие ограничения по туристическим визам, несколько тысяч запретов на вьезд и несколько дюжин замороженных счетов действительно могут повлиять.
Если бы миллионы жителей городов России поняли, что вторжение в Украину значило бы никакого летнего отпуска, они пересмотрели бы свое мнение.
Если бы русская элита поняла, что оккупация Украины означала бы разборки со своими по непонятной причине недовольными тинэйджерами, она тоже могла бы передумать.
Если бы богатые россияне осознали, что их банковские счета могут быть заморожены, как это только что произошло с украинскими олигархами, это также повлияло бы на их рассчеты.
Такие санкции могут показаться незначительными в сравнении с преступлением, но Путин ставит на то, что ЕС не сделает и этого. Подобные меры чреваты потерями, конечно. Однако цена военного конфликта в центре Европы будет куда выше.
Конечно, таким шагам, которые могут быть предприняты мгновенно, будет предшествовать общее переосмысление взаимоотношений Евросоюза и России в целом.
Европейский Союз является, вне всякого сомнения, самым важным торговым партнером России, тогда как нельзя утверждать обратное. ЕС зависит от России из-за природного газа и нефти, а в обмен дает готовый товар.
Учитывая то, что Россия дважды за последние годы пыталась использовать снабжение газом, чтобы пригрозить ЕС, и начала военное вторжение в страну, где пролегают трубопроводы, сейчас, возможно, как раз подходящее время для того, чтобы переосмыслить энергетическую политику.
Может повлиять простое заявление о намерении исследовать норвежские и американские углеводороды. А в долгосрочной перспективе, конечно, у ЕС всегда есть стимул для прорабатывания других альтернатив, которые освободили бы Европу от искусственной зависимости от воинственной горючей державы.
Российская пропаганда высмеивает европейцев как взбалмошных и беспомощных, мы тоже часто склонны с этим соглашаться. Тем не менее, Евросоюз располагает инструментами влияния.
Его наибольшая сила, конечно же, - в привлекательности для обществ на границах ЕС, таких как Украина. Однако даже в тех случаях, когда речь о членстве не идет, и ЕС сталкивается с недвусмысленной враждебностью, он способен действовать.
Само презрение России к Евросоюзу может вынудить европейцев вести более активную внешнюю политику и взять на себя ответственность за своих соседей.
Источник: New Republic
Перевод: Валерии Гавриленко, проект Eurolution.doc
Тимоти Дэвид Снайдер - американский историк, профессор Йельского университета. Специализируется на истории Центральной и Восточной Европы XX века.
Монография Снайдера "Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным" переведена на 12 языков мира. Ее признали книгой года, в частности, Financial Times, The Economist и Daily Telegraph.
Читайте также интервью: "В 1930-40-х годах Украина была самым смертельным местом на Земле"