Какого Петлюру показывает "Тайный дневник"? Впечатления историка
"Тайный дневник Петлюры". Свежие впечатления от хорошего, а главное нужного фильма и критические замечания, которые хотя может и острые, однако цель у них – сделать украинское кино лучше.
На экраны вышел новый художественный фильм украинского производства "Тайный дневник Петлюры".
Событие для нашей страны без преувеличения знаковое и долгожданное, ведь по сути это первая за все годы независимости полноценная кинолента, целиком посвященная фигуре одного из лидеров Украинской революции Симона Васильевича Петлюры.
Как председатель Директории и главнокомандующий вооруженными силами он стоял у руля Украинской Народной Республики в 1919-1920 годы, в самый тяжелый период ее существования, а затем возглавлял Государственный центр УНР в эмиграции, до своей трагической гибели в мае 1926 года.
Петлюра стал настоящим символом борьбы за свободу и независимость Украины. Даже его имя приобрело общее значение и смысл. Враги называли украинских воинов "петлюровцами", те же в свою очередь носили это имя с гордостью.
Афиша фильма "Тайный дневник Симона Петлюры" |
В общественно-политических реалиях современной Украины актуальность такого фильма бесспорна.
Он был нужен уже давно и очень нужен сейчас, поскольку доступным языком кинематографа рассказывает зрителям об одном из столпов Украинской революции.
Также отметим, что, учитывая нашу любовь к "круглым" датам, лента тоже вышла очень вовремя. В следующем году будет сто сороковая годовщина со дня рождения Симона Петлюры.
Сюжет фильма строится по принципу дневника, который будто бы пишет сам Петлюра. И хотя на самом деле такого дневника нет, но в то же время мы не можем отрицать, что Петлюра мог иметь замысел его написать или даже брался за работу.
Поэтому такая форма подачи материала вполне приемлема.
Реальный Симон Петлюра за рабочим столом |
Извините, но "профессиональная деформация" сказалась, поэтому просто посмотреть фильм как обычному зрителю у меня не получилось – глаз историка постоянно замечал малые и большие недостатки, недочеты и ошибки, которые есть в любой киноработе.
Пожалуйста, следующие замечания воспринимайте не как критиканство, а как конструктивную критику, ведь фильм как таковой в целом понравился.
Авторы ленты сосредотачиваются лишь на некоторых ключевых эпизодах жизни украинского лидера.
Тематически фильм четко делится на две части.
Первая охватывает 1917-1920 годы. Вторая – рассказывает о последних годах жизни Петлюры, его трагической гибели и судебном процессе над убийцей. Если последняя не дает оснований к чрезмерной критике, то в первой, к сожалению, широкое поле для острых замечаний.
В начале ленты есть эпизод, когда украинские войска, потерпев поражение в борьбе против "красных", в конце ноября 1920 года переходят на западный берег Збруча и сдают оружие полякам. Несмотря на очевидный трагизм ситуации, эпизод получился совершенно "пресным" и безэмоциональным.
Воины идут вереницей и спокойно бросают в кучу свои винтовки. При этом почему-то поляки стоят не за мостом, а перед ним, то есть на украинской территории.
Казаки Армии УНР переходят на территорию Польши. Стоп-кадр из фильма |
На самом деле Армия УНР отступала организованно, с тяжелыми боями, до последнего держа плацдарм в районе Волочиска и давая возможность переправиться на противоположный берег максимальному количеству военных, гражданских беженцев, обозов, имущества и тому подобного.
О финальном моменте регулярной вооруженной борьбы есть немало воспоминаний участников, он хорошо описан в профессиональной литературе и даже в поэзии. Вспомним здесь стихотворение Евгена Маланюка:
Не забути тих днів ніколи:
Залишали останній шмат.
Гуркотіли й лякали кола
Під утомлений грім гармат.
Налітали зловісні птахи,
Доганяли сумний похід,
А потяг ридав: На Захід...
На Захід... На Захід...
І услід – реготався Схід.
Роззявляв закривавлену пащу.
П'яний подих нудив, як смерть.
Де ж найти нам за Тебе кращу
Серцем, повним Тобою вщерть?
К сожалению, не было в этой сцене ни грома пушек, ни грохота эшелонов, ни зловещих птиц, ни эмоциональных переживаний воинов (сцена с ломкой сабли была очень картинной).
Да и сама процедура сдачи оружия происходила на самом деле иначе – без показного, как в фильме, унижения украинских воинов со стороны поляков. Поляки с должным уважением отнеслись к своим прежним союзникам.
Следующий эпизод.
Декабрь 1917 года, идет заседание правительства УНР, на котором присутствуют почему-то только 4 человека – Грушевский, Винниченко, Петлюра и плотная стенографистка, кажется, госпожа Оля. Сразу возникает вопрос, а где другие члены правительства, почему их нет на заседании?
Петлюра сообщает о ситуации в Киеве и говорит о необходимости подавления большевистской активности.
Евгений Нищук в роли Председателя Генерального Секретариата Владимира Винниченко, Богдан Бенюк в роли Председателя Центрального Совета Михаила Грушевского и Сергей Фролов в роли Симона Петлюры. Стоп-кадр из фильма |
Затем происходит штурм "Арсенала", однако авторы не указали, что это был 1918 год, конец января по старому или начало февраля по новому стилю. А главное – Петлюра к тому времени давно уже не в правительстве, а вместо этого руководит добровольцами-гайдамаками, которые под его руководством и захватывают "Арсенал".
Не хватает конфликта с Винниченко, отстранения от должности генерального секретаря по военным делам и формирования Гайдамацкого коша Слободской Украины. Из этих событий можно было бы сделать очень выигрышные сцены, которые в хорошем свете показали бы Петлюру: его незаслуженно отстранили, он не отчаялся и продолжает воевать.
После успешного штурма "Арсенала" Петлюра подходит к пленным повстанцам, среди которых ему представляют Евгению Бош, говоря при этом, что она "у них тут главная". Петлюра приказывает всех отправить в Лукьяновскую тюрьму.
Сцена развенчивает советский миф о 300 заколотых штыками арсенальцах. Но при чем здесь Евгения Бош? Она восстанием на заводе не руководила, а, следовательно, и в плен не попадала. И пленных отправили не в Лукьяновку, а на гарнизонную гауптвахту.
Что-то напутано с хронологией в эпизоде с полковником Петром Болбочаном. Сначала Петлюра встречается с ним и отправляет его в Италию (это было в мае 1919 года), а затем Болбочан разговаривает с атаманом Волохом, как написано в титрах, в феврале 1919 года в Киеве в гостинице "Континенталь".
В сцене с оглашением приговора зачитывается не оригинальный документ (он хорошо известен, опубликован, специально искать его не надо), а какое-то вполне современное произведение "по мотивам". Затем странная сцена расстрела.
Откуда авторам фильма известно, что казаки расстрельной команды отказались выполнять приговор? Очевидцы указывают, что преданный Петлюре начальник контрразведки хорунжий Чеботарив на всякий случай, чтобы избежать любых неожиданностей, в последний момент заменил воинов, охранявших Болбочана, своими надежными людьми.
Киношный полковник Петр Болбочан. Стоп-кадр из фильма |
И смерть Болбочан принял не так героически, как это показано в фильме. Опять же очевидцы утверждают, что он уже был "мертвый духовно и физически, он был покалечен душой и телом". После залпа он опустился на колени и затем был добит прикладами. Последними словами полковника якобы были: "Доченька моя, спаси меня!".
Далее – абсолютно фантазийный эпизод. Петлюра где-то руководит обороной какого-то пехотного подразделения, занимает оборону в окопах полного профиля, и отражает конную атаку "красного" кавалерийского подразделения.
Поскольку на воинах шинели с треугольными цветными клапанами для обозначения рангов, что были введены приказом в конце апреля 1919 года, а на дворе – явно не летняя погода, делаем вывод, что это должно быть конец осени 1919-го, время катастрофического поражения Армии УНР.
Что за бой, которым лично руководил Петлюра, к сожалению, неизвестно. Петлюра как главнокомандующий, безусловно, посещал позиции войск на фронте, но чтобы вот так принимать непосредственное участие в бою на переднем крае, – подобные случаи неизвестны и вряд ли вообще могли иметь место. Функция главнокомандующего заключается полностью в другом.
Петлюра руководит обороной неизвестного пехотного подразделения. Стоп-кадр из фильма |
В этом эпизоде крупным планом показаны украинские казаки в шлемах Адриана, на которых почему-то до сих пор красуется двуглавый царский орел, а не украинский трезубец. Еще один неуместный ляп, ведь хорошо известно (есть оригинальные предметы и фотографии), что вместо российского герба, воины крепили украинские кокарды или, при их отсутствии, просто рисовали трезубец краской.
Далее опять что-то напутано с хронологией, ибо в следующей сцене Петлюра случайно встречает генерала "Кревса" (так в фильме, хотя должен быть Кравс), а тот в свою очередь видится в Киеве с российским генералом Бредовым.
Так что тут события конца августа – начала сентября 1919 года. Может так прыгает мысль Петлюры, когда он вспоминает о событиях для своего дневника, но обычному зрителю, незнакомому с деталями истории Украины, это надо объяснить и подать последовательно.
"Кревс" говорит Петлюре о Бредове, что помнит его еще с Первой мировой войны, когда он командовал 4-й гренадерской дивизией! Здесь досадная и детская ошибка – никакой "4-й гренадерской" в российской армии не было (были три номерных дивизии и одна Кавказская без номера), а Бредов руководил совсем другими частями и формированиями. Здесь сценаристу хватило бы и Википедии, чтобы избежать такого ляпа.
Далее Бредов называет "Кревса" австрийским генералом, однако в императорской и королевской армии он дослужился до чина подполковника, а генералом стал собственно в Галицкой армии – опять детская ошибка, от которой легко уберегла бы все та же Википедия.
И сама сцена на Софийской площади Киева, где встречаются генералы Кравс–"Кревс" и Бредов. Стоп-кадр из фильма |
Странно выглядит сцена встречи Петлюры с Пилсудским, которого в титрах почему-то подписали председателем польского правительства, хотя тот был не премьер-министром, а "начальником" (главой) Польского государства (здесь опять очевидна ошибка на уровне Википедии).
Это очень важное замечание, ведь принципиальной политической договоренности о союзных действиях достигли именно равнозначные лидеры двух суверенных государств.
В фильме во время разговора маршал вдруг кладет руку на плечо Петлюре, называет его на "ты", как давнего приятеля, и кажется, вот-вот обратится к нему "слышишь, старик".
Это – совершенно неуместная и недопустимая фамильярность в общении двух государственных руководителей. Она унижает Петлюру и не подходит Пилсудскому (если серьезно, то Пилсудский позволял обращение на "ты" только к двум своим наиболее преданным и старым друзьям).
Удивление вызывает маршальский мундир Пилсудского. Главный упрек – почему на маршальских погонах польского лидера нет скрещенных булав? Забыли?! Опять досадная и очевидная ошибка на уровне Википедии.
Два государственных мужа изображены в фильме, как старые дружки. У Юзефа Пилсудского на погонах не хватает маршальских булав. Стоп-кадр из фильма |
После того, как Петлюра договорился с Пилсудским, он ранней весной куда-то уехал и где-то в поле встретил солдата УГА, галицкого крестьянина, который говорит ему слова упрека за договор с поляками.
Того крестьянина играет бывший народный депутат Михаил Ратушный (играет, кстати, очень естественно). Главному атаману он так и представляется, сказав, что сам он Ратушный и все вокруг здесь также – Ратушные.
Для полноты картины и локализации на местности надо было проинформировать зрителей, что то село Черниховцы Збаражского уезда на Тернопольщине, откуда господин Ратушный родом.
Затем на автомобиль Петлюры, который без понятной для зрителя цели куда-то одиноко едет по проселочной дороге, неожиданно нападает конный разъезд "красных".
В перестрелке погибает адъютант Петлюры, сам же Главный атаман с водителем отстреливаются из винтовок и отгоняют врага, который тоже несет потери.
Что с крестьянином, что с перестрелкой – это полная выдумка и фантазия авторов фильма. Весной 1920 г. Петлюра был в Варшаве. Во временную столицу УНР Каменец-Подольский он прибыл 1 мая поездом!
Симон Петлюра и Юзеф Пилсудский в Виннице, 1920 год |
Факт известный, много фотографий торжественной встречи государственного руководителя на вокзале. Никаких автопрогулок по оккупированной поляками Галичине, тем более с перестрелками, у него не было и не могло быть.
Да и вообще, эти странствия Петлюры в автомобиле очень странные. Где-то лесами-полями с одним лишь адъютантом колесит во время войны глава государства и верховный главнокомандующий, встречая на своем пути то командующего корпуса генерала "Кревса" (который также путешествует одиноко), то крестьянина Ратушного, то вражеских всадников...
В одном из эпизодов Петлюра вспоминает "2-й поход в Украину".
О чем ведет речь Главный атаман, узнаем, когда в следующей сцене видим Котовского, который получает "приказ уничтожить банду Тютюнника" (кстати, самого Тютюнника в фильме нет).
Итак, ясно, что это 2-й Зимний поход или Ноябрьский рейд 1921 года. Однако, непонятно, почему сценарист выбросил слово "Зимний" (может, показалось ему лишним), но именно оно здесь является определяющим, четко указывает на конкретное историческое событие.
"2-м походом в Украину" можно считать все, что угодно, в зависимости от того, какой смысл мы будем вкладывать в слово "поход" и брать за точку отсчета в том высчитывании.
Таким "вторым походом" может быть, например, летнее наступление украинских войск на Киев в 1919 году или же общее польско-украинское наступление весной 1920 года. На первый взгляд кажется – простая мелочь (подумаешь, не хватает одного слова), а в действительности – выходит очередная существенная и досадная ошибка.
Сцена расстрела пленных солдат Армии УНР под Базаром происходит весной, хотя в действительности это случилось в ноябре 1921 года, когда уже лежал снег. Стоп-кадр из фильма |
Надо сказать, что авторы фильма удачно, очень ярко, рельефно, с глубокими эмоциями показали Базарскую трагедию – безжалостный расстрел 359 повстанцев, отказавшихся перейти на сторону "красных".
Правда, было бы значительно лучше, если бы они эти кадры снимали не ранней весной со свежей зеленью деревьев (это очень бросается в глаза), а где-то поздней осенью, обязательно со снежным покровом, как это было на самом деле в ноябре 1921 года.
Опять мелочь и снова пренебрежение историческими фактами, что негативно влияет на общее восприятие фильма.
Еще одна сцена фильма не вполне соответствует историческим реалиям. Это разговор Петлюры с атаманом Семесенко после того, как тот в феврале 1919 года совершил кровавый погром евреев в Проскурове.
На упреки Главного атамана Семесенко резко отвечает: "Я боевой офицер!". Автор диалогов явно не знал, что в Украинской республиканской армии не было "офицеров" (это слово имело исключительно негативную коннотацию и воспринималось как наследие царского режима), а были взамен "старшины" (согласно традициям казачьего войска).
Да и само вызывающее поведение Семесенко во время разговора и последующего ареста сильно контрастирует с его слезными и смиренными письмами, в которых он умолял Петлюру о помиловании.
Объективности ради надо добавить, что арест произошел не сразу после погрома, а только через три месяца, в мае 1919 года, а осужден Семесенко был не за расправы над мирными жителями, а за другие провинности – невыполнение приказов, незаконное присвоение титула атамана, конфискацию железнодорожного эшелона и угрозы расправы над государственными чиновниками.
Донести до зрителя информацию о том, как Петлюра боролся с еврейскими погромами, можно было по-другому, не нарушая при этом исторической правды.
Главного атамана можно было показать, как он пишет/редактирует/подписывает реальные свои распоряжения по предотвращению погромов.
Можно было бы показать, как он отклоняет просьбу приговоренных к смертной казни погромщиков о помиловании; как Петлюра присутствует на расстрелах воинов, которые совершали грабежи и погромы еврейского населения; как выделяет финансовую помощь пострадавшим евреям; встречается в июле 1919 года с представителями еврейской общины Каменец-Подольского, во время которой Петлюра заявил о своей решимости твердо бороться с погромничекими явлениями, а его визави – о готовности вместе с украинцами защищать УНР.
Председатель Директории Симон Петлюра в Каменец-Подольском, 1919 год |
В фильме периодически появляется французский журналист Жан Пелисье. Мы видим его рядом с Петлюрой, например, при вступлении войск Директории УНР в Киев в декабре 1918 года, а также в окопах во время артиллерийского обстрела в бою, которым руководил лично Петлюра (как мы установили ранее, где-то осенью 1919 года).
Французский журналист при этом постоянно снимает на камеру все, что происходит на его глазах, стремясь донести исторические события потомкам.
Таким образом, в структуру фильма "вплетена" оригинальная украинская хроника, дошедшая до нашего времени.
В конце фильма Петлюра встречается с Пелисье уже в Париже, и тот рассказывает Главному атаману, что снимал он много, но враги Украины во время его возвращения домой сожгли большинство пленок, думая, что в коробках он перевозит золото и драгоценности.
Петлюра действительно поддерживал дружеские отношения с французским журналистом Жаном Пелисье, который был искренним другом Украины. Они часто встречались в конце 1917 – начале 1918 года, но потом долго не виделись.
В письме от 28 октября 1919 года Петлюра так и пишет об этом:
"Много уже прошло времени, когда я с Вами виделся. С тех пор пережили мы много тяжелых моментов и не один седой волос указывает на те болезненные этапы той дороги, по которой мы пошли".
Отдельного разговора заслуживают эпизоды, в которых показана жизнь Симона Петлюры и членов его семьи: жены Ольги и дочери Леси, в Париже.
Семья ведет богатую жизнь – Петлюра одет довольно прилично, а жена и дочь и подавно.
Они постоянно носят дорогие платья со шляпками (которые к тому же часто меняют), ухаживают за собой, имеют красивые прически, ценные украшения (на обеих бусы из жемчуга, серьги в ушах и т.д.).
Зрителю хорошо заметно, что членам семьи вполне всего хватает, никаких затруднений они не чувствуют, живут в номерах с телефонами, имеют лишние деньги, которые тратят на обеды в дорогих ресторанах.
Семья Петлюры с экрана предстает достаточно состоятельной, хотя на самом деле "перебивалась с хлеба на квас". Стоп-кадр из фильма |
Но это абсолютно не так! Петлюра, по его собственным словам, в Париже перебивался "с хлеба на квас". Люди, которые его видели тогда во французской столице, отмечали, что он "живет убого".
За те скромные средства, что он нерегулярно получал от эмиграционного Государственного центра или из других источников, Петлюра снимал очень скромное жилье – последнее его жилище находилось под самой крышей и имело две маленькие комнатки с минимальным набором необходимой мебели и без телефона.
Кухни у него не было, поэтому он ходил обедать в дешевые рестораны в округе. Свое скромные средства он тратил на сигареты (выкуривал до 40 сигарет в день), прессу и книги.
Так же просто жили его жена Ольга и дочь Леся. Жена занималась вышиванием, чем зарабатывала деньги, которые шли на оплату обучения дочери во французском лицее (об образовании Леси родители очень заботились и средств не жалели).
Все драгоценности были давно проданы, еще до того, как они приехали в Париж.
При таких условиях думать о шикарных нарядах, украшения, пеньюарах и прическах даже не приходилось. Сохранились фотографии жены и дочери Петлюры. На них они выглядят более чем скромно. На одном снимке мать и дочь – в платьях из одинаковой материи; никаких украшений, никакого жемчуга.
Прически женщин это отдельная история. Леся Петлюра имела темные волосы, заплетенные в две типичные девчачьи косички, а у Ольги Петлюры – были уже седые волосы, просто собранные в "гульку".
Жена Симона Петлюры Ольга с дочкой Лесей в платьях с одной и той же материи |
Вероятно, на авторов фильма повлияло устоявшееся стереотипное представление о Париже как о столице мировой моды, красоты, городе беспечной жизни и любви.
Подбор актрисы на роль Леси Петлюры крайне неудачный.
Здесь должна быть темноволосая с косичками, скромная девушка 14,5 лет, которая очень любит собачек и котиков, собирает марки, увлекается рисованием, пишет стихи, безрассудно обожает своих родителей и которая чрезвычайно тяжело переживает смерть своего любимого отца и последующий судебный процесс.
В результате стресса у нее начал развиваться туберкулез (эту болезнь тогда еще не умели хорошо лечить), который собственно и оборвал жизнь Леси Петлюры в возрасте 30 лет, не позволив в полной мере раскрыться ее талантам.
Леся Петлюра со своим отцом, осень 1925 года, Париж |
Вместо этого в фильме мы видим красивую девушку лет на 10 старше своей героини, блондинку с вьющимися локонами, абсолютно статичную, которая без всяких эмоций, без никаких проявлений внутреннего переживания говорит сухие, короткие и банальные фразы.
Итак, подбирая актрису на эту роль, авторы фильма совершенно (то есть совсем-совсем) проигнорировали типаж реальной Леси Петлюры, даже не обратили внимания на ее возраст.
Спрашиваете почему? Ответ очевиден – потому что это дочь главного режиссера, которой, очевидно, захотелось сняться в главной роли, сыграть дочь самого Петлюры и увидеть себя на афишах!
Конечно, режиссер имеет полное право дать своей дочери роль в фильме как актрисе, но, к сожалению, не в этом случае, когда ей пришлось играть реальную историческую фигуру, дочь главного героя ленты.
Отдельно стоит остановиться на ключевой фигуре всего фильма – Симоне Васильевиче Петлюре.
Его хорошо сыграл актер Сергей Фролов, который выглядел достаточно похожим на своего героя.
Правда, как всегда подвела одежда. Традиционно много было "парижского шика", а шляпы на актере были явно велики, поэтому выглядели очень забавно, надвинутыми глубоко на уши.
Однако, не это главное.
В фильме Петлюре ощутимо не хватает позитива. Кроме взятия "Арсенала" – другие его победы не показаны.
Вместо фантазийных эпизодов можно было представить реальные моменты триумфа и славы, которые действительно пережил Главный атаман, например:
– вступление Петлюры вместе со своими гайдамаками в освобожденный от большевиков Киев в марте 1918 года (это существенно бы подорвало устоявшийся миф о том, что в город первыми вошли немцы);
– вхождение Директории в Киев в декабре 1918 года после побега гетмана Скоропадского;
– торжественное провозглашение Акта Соединения в январе 1919 года на Софийской площади;
– наступление украинских войск в конце лета 1919 года;
– парад украинских войск перед своим главнокомандующим в Киеве в мае 1920 года.
Зато Петлюра в фильме постоянно тоскует и раскаивается, тоскует и раскаивается, в глазах у него вечная грусть.
Такой пессимизм противоречит, не соответствует характеру настоящего Петлюры.
Актер Сергей Фролов в образе Симона Петлюры в эмиграции |
Мемуаристы единодушно вспоминают, что, несмотря на трагическое положение на фронте, Петлюра всегда производил на всех бодрое впечатление, вдохновлял уверенностью и оптимизмом, поднимал веру, показывал надежду.
Так, например, в "треугольнике смерти" в конце ноября 1919 года, когда украинская армия оказалась в катастрофической ситуации, отовсюду окруженная врагами, Петлюра, обращаясь к воинам говорил:
"Глядя на всех вас здесь, помню и узнаю не одно имя и лицо тех людей, с кем мне посчастливилось начинать работу и борьбу за свободу Украины.
В том тяжелом состоянии, в котором находится украинская армия в эту минуту, может, кому-то в сердце закрадется мысль – не пора, мол, нам сказать: "Не тратьте, куме, силы, спускайтесь на дно".
Нет большей ошибки, если бы кто-то из нас так думал.
Мы своей борьбой получили для Украины что-нибудь?
Да, наша борьба в истории украинского народа будет вписана золотыми буквами.
Мы вступили на арену истории тогда, когда весь мир не знал, что такое Украина. Никто не хотел признавать ее как самостоятельное государство, никто не считал наш народ отдельной нацией.
Одной-единственной борьбой, упрямой и бескомпромиссной, мы показали миру, что Украина есть, что ее народ живет и борется за свое право, за свою свободу и государственную независимость!
Те, что пренебрегали нашим движением, теперь увидели, что мы такая сила, которую нельзя не брать во внимание... Признаемся без гордости и без лишней скромности, что за время нашей... борьбы, мы создали Украинскую Нацию, которая и в дальнейшем будет активно бороться за свои права, за право самостоятельно и ни от кого независимо хозяйничать на своей земле!".
Такие пламенные слова Петлюры вдохновили воинов, которые вскоре ушли в Первый Зимний поход по тылам "белых" и "красных", и сохранили ядро армии для следующего этапа борьбы.
Как этот эпизод показан в фильме? Куда-то идет колонна солдат, к ней подходит Петлюра и спрашивает об атамане Волохе. Ему отвечают, что тот ограбил казначейство и перешел к большевикам. Петлюра приказывает солдатам идти в другом направлении, догонять Волоха. Все.
Нединамичный эпизод, который мало что дает зрителю и вызывает дополнительные вопросы, кто такой тот Волох и почему он украл казну.
Зато совещание с командирами корпусов, обсуждение катастрофической ситуации и поиск выхода из нее накануне Первого Зимнего похода, который спас армию от окончательного разгрома, имели бы значительно больший эффект.
Петлюра оставил нам большое публицистическое и эпистолярное наследие. Сегодня уже опубликовано 5 томов написанных им документов, писем и статей. Авторы фильма могли бы, опираясь на оригинальные произведения, уловить петлюровский стиль и сделать речь актера максимально приближенной к языку самого Главного атамана.
Иначе говоря, Петлюра киношный мог бы заговорить языком Петлюры реального. В фильме он говорит очень по-современному, в соответствии с литературной нормой начала XXI века. Его речь лишена каких-то индивидуальных черт исторического персонажа, которого играет актер.
Первый том собрания писаний Симона Петлюры из Архива ОУН в Лондоне |
К тому же, постоянная тоска и трагизм, которые все время излучает актер, подводят зрителя к заблуждению о том, что Петлюра разочаровался, опустил руки, отчаялся.
Однако это было не так. В отличие от других, показанных в фильме, лидеров Украинской революции – Грушевского и Винниченко – Петлюра, несмотря на поражение и трудные условия эмигрантского бытия, не отошел от активной политики, продолжая активно и неустанно работать для украинского дела.
Вот, что писал Петлюра тогда.
Например – 1 ноября 1925 года:
"Побеждают организованные и не рассеянные. Эта истина, оправданная и вековым опытом, должна и нам за указание и memento на чужбине стать.
Вес организации мы особенно должны почувствовать перед теми задачами, что стоят перед нами, и именно на чужбине, как часть нации, которая начала организацию своих сил для достижения государственного идеала.
Не разобщенными, а не рассеянными мы их можем осуществить, а сбитыми вместе, связанными единством усилий и подчиненными высоким требованиям национального дела".
Или – 22 января 1926 года:
"Не забываем о мече; учимся крепче держать его в руках, и одновременно заботимся о подпитке нацией нравственных элементов ее бытия – творческой любви к родине, настороженности к врагу и мести за обиды, причиненные им, – в симбиозе которых найдем и верный путь к освобождению и программу для строительства!".
18 апреля 1926 года:
"Существует за рубежом правительство УНР во главе с Симоном Петлюрой. Лишенное территории, правительство это все-таки не прекращает борьбу за освобождение Украины".
"Да, только лицом к западу! Только национальное, ни от кого независимое украинское государство! Это мы исповедуем твердо и непреклонно. За это мы боролись, боремся и будем бороться до конца.
И в этой борьбе за освобождение нашей отчизны, за отстройку человеческой жизни на Украине, за восстановление нашей государственности, нам, кто ведет ту работу на чужбине, большую моральную помощь дает то, что так думают и к тому же идут и сознательные сыновья своего народа и там, на порабощенной родине ".
Согласитесь, эти слова Петлюры не потеряли своей актуальности для нас и сегодня! Они могли бы стать прекрасным завершением для всего фильма, стать тем "мостом", который связал бы Петлюру с современной независимой Украиной (одной фразы в титрах о том, что через 65 лет после смерти Главного атамана Украина обрела независимость, для этого мало).
Отчаявшийся и тоскующий Петлюра, что бросил дело, для Кремля никакой опасности не представлял.
Зато вот такой Петлюра, что не сложил оружия, что излучал непоколебимую веру, что вдохновлял на продолжение борьбы, которого слушали и слушались украинцы не только в эмиграции, но и на порабощенной родине – такой Петлюра был опасен для большевиков.
Именно такой Петлюра – борец, а не нытик – и был убит в Париже в мае 1926 года. Именно в таком Петлюре мы нуждаемся и сегодня.