Європа та Україна: спротив вірусу страху

Нас намагаются позбавити близького та далекого майбутнього. Громадянський рух у Києві став найбільш потужною маніфестацією захисту європейських цінностей з часів заснування Європейського Союзу. Сьогодні необхідні рішучі дії глав держав ЄС. (рос)

В последнее время мы пробуждаемся с вопросом о новых жертвах противостояния с режимом узурпатора.

Своим насилием этот мутирующий режим калечит не только жизнь наших сограждан, но и представления о мирной форме развития демократии в независимой Украине (1991-2013).

Сопротивление вирусу страха – ключевой тест нашей солидарности.

Стратегия запугивания не сводится к демонстративному насилию "Беркута".

Нас пытаются лишить близкого и далекого будущего. А также стремятся отсечь настоящее от опыта свободы двух молодых поколений, сформировавшихся после исчезновения СССР.

Квинтэссенцией этого опыта стали дни и ночи двух месяцев защиты свободы на Майдане. Никакими дымовыми шашками этот опыт не заслонить, не вытравить. В нем источник мужества.

Украинцы защищают гражданское общество и человеческое достоинство, жестоко преследуемое пост-советскими авторитарными режимами.

Цією ілюстрацією редактори "Le Monde" супроводили статтю Костянтина Сігова.

"За нашу и вашу свободу" – актуальный смысл этого давнего приветствия сегодня часто вместе с украинцами произносят отважные граждане Белоруссии и России. Но эта борьба не ограничивается восточным регионом. Речь идет об опасности для всей европейской культуры и ее базовых ценностей.

Гражданское движение в Киеве стало самой мощной манифестацией защиты европейских ценностей со времен основания Европейского Союза. Эта мысль депутатов Европарламента свидетельствовала о шансе "второго дыхания" тех базовых ценностей, которыми жили после Второй мировой войны лидеры объединения Европы. Их мотивы стали отходить на второй план по мере забывания ужасов войны и преимуществ мира.

Ханна Арендт заговорила об "утрате сокровища" европейского Сопротивления. Но и о новом витке спирали обретения и утраты этого сокровища во время восстания в Будапеште осенью 1956 года. Затем было восстание в Праге-1968 и польская Солидарность 1980-х.

Далее Вацлав Гавел и Лех Валенса говорили в Киеве в 2004 году с участниками оранжевой революции о трудном пути к свободе и рисках утраты европейского "сокровища". Новым этапом этой драмы стало движения гражданского неповиновения в Киеве этой зимой.

Существенное отличие от декабря 2004: теперь причиной конфликта стали не выборы президента и не политические партии.

К началу ноября 2013 года в Украине сформировался консенсус власти, оппозиции и общества в пользу подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Социологические опросы показывали более активную поддержку такого решения большинства на западе и в центре страны, а также скорее пассивное принятие на востоке.

Никакого заметного "антиевропейского" движения или даже отдельных акций против не было. Но внезапный отказ правительства подписать ассоциацию с ЕС и резкая переориентация на финансово-экономические соглашения с Кремлем приводит к мирным акциям протеста в Киеве на Майдане Независимости.

 Народне море Майдану

Жестокое избиение протестующих и журналистов 30 ноября 2013 г. – впервые в независимой Украине – бросило вызов нашему гражданскому обществу. Оно ответило полумиллионной демонстрацией 1 декабря с требованиями отставки правительства, президента и возобновления курса на европейскую интеграцию.

Майдан в центре Киева покрывается палатками, инфраструктурой, и становится стационарным лагерем сопротивления узурпации власти. Здесь происходит кристаллизация основных структур гражданского общества.

В ближайшем здании профсоюзов организованна большая кухня, где трудится полторы тысячи человек. Душой этой группы становится девушка с ограниченными возможностями по имени Лиза.

Волонтер Майдану Ліза Шапошник

Она из восточной Украины. В знак уважения к ее трудам и отваге вся группа поваров именует себя "Лиза".

А рядом врачи разворачивают профессиональный госпиталь, где идет постоянная ротация высококвалифицированных специалистов. Со всего Киева люди везут сюда медикаменты, еду, одежду.

Списки необходимого регулярно публикуются в социальных сетях и специально созданных страницах в интернете. Идет по всей стране сбор пожертвований.

Целый ряд известных топ-менеджеров оставляют руководство своих предприятий на заместителей и уходят в "отпуск" на Майдан.

Прямо на площади открывают университет, особые палатки для прессы, для переводчиков и коммуникации.

Организуются отряды самообороны под руководством ветеранов Афганистана.

Кадровые военные строят баррикады по всему периметру главной площади и прилегающих к ней улиц.

Приклад того, як українські жінки мотивують чоловіків бути справжніми громадянами;)

В просторной палатке устраивают часовню для священников различных конфессий. Их присутствие будет заметно днём и ночью, особенно в местах, где важно смягчить конфронтацию с милицией.

Завязывается множество контактов и неожиданных жестов солидарности клириков и журналистов, работающих плечом к плечу в самых горячих точках.

При любых погодных условиях на протяжении суток здесь строго исключен алкоголь. Но это не обедняет атмосферу праздника. Ведь здесь собрались со всей страны люди, которые выступили против тирании и вещей похуже тирании.

Прощання з тиранією. Як це відбувалося 2500 років тому

Говоря словами Ханны Арендт, они стали теми "кто бросил вызов, отважились выступить с инициативой и потому, даже не замечая этого, начали создавать между собой гражданский простор, в котором было место свободе" ("Кризис культуры").

Дух Майдана точно передает формула участника французского Сопротивления Рене Шара: "Во время каждой нашей общей трапезы мы приглашали к столу свободу. Место оставалось свободным, но для гостьи накрыто".

Для всех нас важным знаком солидарности стало коллективное письмо "L’Ukraine est européenne!" опубликованное в "Le Monde" 21 января с.г.

 

Известные интеллектуалы, ученые в различных областях знания (сбор подписей продолжается) подали важную весть западного общества – обществу Украины.

Эта весть лаконично передавала суть многообразия в европейском контексте: здесь исторические и естественные связи Киева с восточным соседом не означают "ослабление или разрыв не менее исторических и естественных связей с Европой, с ее культурой и традициями". Напротив, такой контекст исключает любую форму изоляционизма.

Увы, попыткой юридического закрепления изоляционизма стал "закон о иностранных агентах", скопированный Януковичем 16.01.2014 с путинского закона от июля 2012 г. Теперь и в Украине от каждой гражданской институции, получающей зарубежную поддержку и занимающейся политико-социальными вопросами требовалось официально именовать себя "иностранным агентом".

Достойный ответ на это был дан в заявлении Харьковской правозащитной группы: "Мы никогда не согласимся, чтобы органы власти вытесняли нас в социальное гетто и вешали нам на шею табличку с надписью "иностранный агент", – подобно тому, как фашисты клеймили желтой звездой Давида евреев во время Второй мировой войны".

Экстренное заседание парламента Украины 28 января отменило этот закон. Но нельзя забывать убитых 21 января, которые отдали свои жизни за наш исход из гетто постимперского изоляционизма. А также много арестованных защитников прав человека – на их выходе на свободу ЕС срочно настаивает…

Перший загиблий активіст Майдану Сергій Нігоян

Пессимистический сценарий, уже намеченный журналистами – продолжение репрессий, пугающих появлением прямо на границе ЕС режима, аналогичного Северной Корее. И волна беженцев из Украины…

Альтернативный сценарий – продолжение исторической динамики роста структур гражданского общества Украины и их решающее влияние на развитие демократии в правовом поле после преодоления глубокого политического кризиса.

Для альтернативного сценария сегодня необходимы самые решительные действия глав государств ЕС.

Нужны санкции, аналогичные США против каждого виновного в криминализации власти в нашей стране.

Санкции против олигархов должны повлиять на либерализацию принадлежащих им главных каналов телевидения. Пора им перестать "промывать мозги" нашим согражданам.

Важна посредническая роль западных лидеров в сложных переговорах оппозиции и власти с их главным собеседником – гражданским обществом Украины, третий месяц выходящим на майданы Киева и других городов страны от Львова до Донецка, от Харькова до Одессы и Крыма.

За эти бесконечно долгие месяцы тесного взаимодействия тысяч активистов и сотен тысяч простых граждан здесь существенно вырос уровень политического и гражданского сознания.

Образцом новых успешных инициатив стали десятки машин колонны "Автомайдана". В Киеве и повсюду люди самоотверженно вкладывают в акции протеста свои личные средства, рискуя имуществом своих семей (немало машин уже пострадало).

"Автомайдан" - одна з найефективніших громадянських ініціатив Майдану

Но это лишь простые ясные подтверждения их решимости не бежать на запад, а строить Европу в Украине.

Их инициативы важно поддержать информацией, опытом развития европейских структур, вовлечением в общие культурные, образовательные, научные проекты.

Было бы важно переориентировать именно на укрепление и развитие нашего гражданского общества обновленную модель "Восточного партнёрства" и другие практические инициативы…

Я делаю сознательное усилие, чтобы не развивать сейчас пессимистический сценарий (хотя о его реальных рисках и связанных с ними фобиях напоминают киевлянам друзья из Минска и Москвы).

За окном ночь, минус 18, наши дети и друзья на Майдане оберегают Киев от бандитов и от страха, от "фобократии". А по сути – они хранят от забвения "сокровище" человеческого достоинства.

Майдан стоит уже третий месяц, и он призван выстоять свой час в истории Европы.

P.S. Цей текст було написано для французької газети "Le Monde".

Володимир В'ятрович: Василі

Серед тих, хто долучився до протесту в кінотеатрі у вересні 1965 був молодий, але вже популярний у творчих колах поет, аспірант Інституту літератури, Василь Стус. Вияв непокори коштував йому навчання в аспірантурі і відтак подальшої наукової карʼєри. Шукаючи, де прилаштуватися після звільнення, Стус на початку 1966 потрапив на роботу в історичний архів, де вже пʼятий рік працював Василь Кук.

Мирослав Іванек : Міф про 100 тисяч жертв на Волині та Галичині

За польською історіографією, політичними актами та навіть законодавством — 40 тисяч вбитих поляків на Галинині, які разом із 60 тисячами на Волині, становить сакральну кількість 100 тисяч польських жертв на Волині та Галичині, які загинули в рамках "Волинсько-галицького геноциду, скоєного українськими націоналістами".

Андрій Сибіга: Консульство України в Дамаску існувало ще 100 років тому

Архіви доводять, що навіть у далекій Сирії ми не розбудовуємо свою присутність з нуля. І ми як держава не зʼявилися на політичній мапі світу в 1991 році нізвідки, попри всю російську брехню. Історія України та української дипломатії сягає століть та є тяглою від Княжої доби, Козаччини, УНР та до сучасності.

Євген Бойко: Як Львів відновлює музей Шухевича?

Початок 2024 року став трагічною сторінкою в історії Львова. У ніч на 1 січня російські шахеди влучили в музей Генерал-хорунжого Романа Шухевича, який зазнав значних пошкоджень. До початку повномасштабної війни музей Романа Шухевича налічував 600 оригінальних експонатів.