Спецпроект

Візуальна ієрархія в Радянській армії. "Черпак" Ющенко, "дед" Балога...

Термін, який відслужив радянський солдат, можна було побачити неозброєним оком - по ременю, формі бляхи, зачісці, акуратності одягу... (рос.)

В Советском Союзе, да и в более широком смысле - в России, всегда было значительное иерархическое структурирование общества по самым разнообразным критериям. Но, самое интересное, что при этом огромное значение придавалось внешним атрибутам статуса.

Например, когда-то бояре носили кафтаны определённого покроя, и было очень чётко обозначено, кому положено использовать какой мех, какие украшения, длину рукава. По этим признакам можно было достаточно легко определить социальный уровень этого боярина. Очень большое значение уделялось и головным уборам.

Фельдмаршал Паулюс у радянському полоні рятувався від холоду так само, як і мільйони громадян СРСР

Что любопытно, отголоски этого дошли до нас, и в недавнем советском прошлом по меховой шапке с изрядной долей вероятности можно было определить социальный статус гражданина.

Кроличьи шапки носили люди незначительные, как сказали бы сегодня - лузеры. Нутрию могли носить как хорошо зарабатывающие пролетарии, так и нижняя прослойка людей "свободных". Далее шли шапки из ондатры и пыжика. Это уже солидные люди, часто партийные работники или работники торговые...

Генсек ЦК КПРС Леонід Брежнєв у каракулевій шапці "Амбасадор"

Ещё более явно подобные иерархические признаки проявляли себя в замкнутых сообществах. В этой связи интересно обратиться к опыту Советской Армии.

Итак:

1. Солдат только призванный. Срок службы до полугода. Дух, боец, гусь, заяц, слоник, солобон и т.д.

Собственно, этой категории служивых не положено ровным счётом ничего. Всё только по уставу. Затянутый донельзя "деревянный" ремень, х/б с воротничком, застёгнутым на крючёк...

Именно так должен выглядеть "боец".

"Боец". Відомий російський рок-музикант Валерій Кіпєлов

Стрижка только под ноль, или чуть более. Из наград возможен лишь комсомольский значок "на иголке". Парадка или новая или "обмененная" в добровольно-принудительном порядке со старослужащими.

При принятии присяги возможны послабления. Можно посидеть и перекурить...

Майбутній прем'єр-міністр Росії, а нині опозиціонер Міхаіл Касьянов

2. Солдат, отслуживший пол года. Тоже боец, гусила, старший заяц и пр.

Изменений в форме одежды не много, но они есть. Можно расстегнуть крючёк на воротнике, ослабить ремень.

"Старший заяц". Один із найбагатших росіян Олег Дерипаска

Судя по всему выпускник сержантской школы.

Доларовий мільярдер РФ № 1 Роман Абрамович

Или как Рома Абрамович. Здесь у него застёгнут крючёк, но шапка говорит красноречиво, что он отслужил минимум полгода или больше. Чем она выше и чем более угловата, тем круче. Обычно в шапке делались надрезы с внутренней стороны, и туда вставлялись картонки (обложки от устава) или куски пластика. В идеале шапка должна быть абсолютно ведрообразной формы)

Судя по кокарде, Рома прослужил не больше года...

3. Солдат прослуживший год. Черпак, череп, кандидат, фазан, годок и т.д.

Здесь наступают радикальные перемены. Этим можно практически всё.

Правда тут следует пояснить, что все послабления возможны лишь после официального перевода в черпаки. Это целый ритуал. У каждого бойца есть "свой" дед. Как наставник на производстве. Ночью в казарме происходит священнодействие, когда бойца кладут на табуретки и хлестают ремнём по заднице. Делает это либо "его" дед, либо несколько старослужащих. Хлестают хорошо, с силой, шесть ударов бляхой.

При этом тот, кого переводят в черпаки должен кричать "Не еб**т!" Это имеет большое смысловое значение. С этого момента он становится "не *бучим". Т.е. его совершенно не волнуют какие то проблемы бытового плана. Всё ложится на плечи тех, кто прослужил меньше, и ещё прошёл эту торжественную процедуру. Естественно, вся эта процедура сопровождается пьянкой. Ответственным за материальное обеспечение является вновь переведенный в новый статус солдат.

Но, вернёмся к форме...

Типовий "черпак". Віктор Ющенко під час строкової служби в Радянській армії

Теперь наш солдат может ходить с расстёгнутой пуговицей, носить кожаный ремень, который ему обязан передать "его" дед, причём может носить его, сильно расслабив. Он имеет право ушить форму, сделать выточки на х/б и парадке, имеет право загладить на спине горизонтальную стрелку, называемую "полоской борзости", может обрезать голенища на несколько сантиметров, либо замастырить гармошку. Допускается набивка каблука. Теперь можно носить вшивник - неуставной гражданский свитер под форсенным х/б.

Бляха на ремне должна изменить форму и стать более закрученной, как и кокарда. Воротничок можно теперь подшивать "стоечкой".

Вообще, "годки" в армии это самая нарядная и фронтовитая часть солдатского сообщества.

Естественно, эти вольности дорогого стоят, и правильный черпак скорее пойдёт сидеть на губу, чем застегнёт крючок или возьмёт в руки тряпку, лопату... Разве что если вокруг будут только "деды", и перепоручить работу будет некому. Впрочем, тоже не факт. По "закону" его никто не имеет право принудить работать.

4. Солдат, прослуживший полтора года. Дед.

Можно всё. Ремень носится "на яйцах", пуговицы могут быть расстёгнуты хоть все, подшиваться можно чёрными нитками.

"Дед". Віктор Балога з явно нестатутною зачіскою

Работать нельзя категорически. Гонять молодых - тоже моветон. Этим должны заниматься злые черпаки. Все мысли только о дембеле, все интересы - подготовка дембельского альбома и дембельской формы.

5. Дембель. Тот же дед, но после приказа.

Одет демонстративно неряшливо. Ремень деревянный, которые забирается у годка в обмен на свой кожанный. При этом бляха распрямляется полностью. Как и кокарда. Эта категория солдат считает себя как бы гражданскими, и проявляется это, например, в том, что дембель не ест своё масло на завтрак, а отдаёт его молодым.

Скоро дембель? Науковець і політик Микола Томенко

Строем ходить в общей колонне дембелю уже в лом, и делает он это только в случае крайней необходимости. Носит, что попало, почти как "партизан" (гражданский, призванный на переподготовку). При этом в каптёрке висит с иголочки дембельская форма с галунами и в бархате, готов дембельский дипломат, альбом и т.д.

P.S. На флоте градация несколько отличалась. Как подсказывают френды, примерно таким образом:

дух (запах) - боец до присяги,
карась - от присяги до полгода,
борзый карась - полгода до года, и далее соответственно.
годок,
полтарашник,
дедушка,
дембель.

Джерело: soviet-life.livejournal.com/

"Не допустити витоку за кордон відомостей про голод в Україні"

У 1980-х роках органи кдб урср пильно відстежували діяльність представників української діаспори, спрямовану на привернення уваги світової громадськості до Голодомору в Україні 1932–1933 років, і намагалися всіляко перешкоджати цьому. У циркулярах і вказівках з Києва до обласних управлінь кдб ішлося про те, які необхідно вжити агентурно-оперативні заходи "для протидії ворожим акціям закордонних наццентрів".

"Нас не подолати!". Полтавський вимір Помаранчевих подій: до 20-ої річниці Другого Майдану

Цьогоріч відзначаємо 20-річчя Другого Майдану або "Помаранчевої революції". Це акції за збереження незалежності і проти масових фальсифікацій президентських виборів 2004 року на користь путінського ставленика Януковича. Під помаранчевими стягами гуртувалися ті, хто не хотів сповзання України у болото "совка" і російських впливів. Помаранчеві протести стартували 21 листопада 2004 року і тривали до 28 грудня 2004 року. За даними соціологів, понад 6,6 млн громадян взяли участь у Помаранчевій революції.

Що сказав Мотика? – відповідь професора Богдана Гудя на тему Волинської трагедії

26 жовтня в етері Українського радіо прозвучало інтерв'ю журналістки Світлани Мялик з відомим польським істориком, головним фахівцем із проблем Волині'43 професором Ґжеґожем Мотикою. Позаяк один із фрагментів цієї майже годинної розмови стосується моєї скромної особи, що гірше – містить низку інсинуацій і неправдивої інформації, прокоментую його для, насамперед, українських слухачів/читачів.

Боротьба між радянськими силами та підрозділами УПА на ПЗУЗ в 1944 році

4 листопада передчасно помер дослідник і популяризатор історії українського визвольного руху Владислав Сапа. У пам’ять про нього «Історична правда» публікує дослідження Владислава, яке одержало відзнаку історика Володимира В’ятровича на конкурсі студентських наукових робіт «Український визвольнй рух» 26 жовтня 2013 року, але досі не публікувалося.