Спецпроект

Андріївський узвіз, яким він був і яким є. Ми його втрачаємо чи втратили?

"Стєкляшка" замість історичних будівель. Навала безкультурних скоробагатьків руйнує історичний Київ. Що ми втратили на улюбленій вулиці киян та гостей столиці України?

Сбылись пессимистические прогнозы. На перекопанном и перегороженном Андреевском спуске начались сносы.

 

Без малого четыре года назад я уже писал о проблемных участках спуска. Сейчас, по следам событий, остановлюсь на усадьбе по Андреевскому спуску, 10-12, которую подвергли разгрому.

Участок этот представлял собой небольшую историческую "промзону", вкрапленную в застройку Андреевского спуска.

Он сформировался из трех частей. Самая крупная из них выходила на Флоровскую улицу (которая первоначально носила красноречивое название "Черная Грязь"), две других располагались непосредственно вдоль спуска и до 1898 года имели номера 13 и 15, а затем получили нынешние – 10 и 12.

Вот как это выглядело на изображении 1870-х годов.

 

На переднем плане видны производственные корпуса с кирпичной трубой по фронту Черной Грязи. Это – бывший завод искусственных минеральных вод Эдуарда Неметти, основанный еще в 1863 году. Правее, прямо на углу Андреевского спуска, стоял совсем маленький одноэтажный домишко №12 с лавчонкой, а еще правее (на границе кадра) "полутораэтажный" жилой дом №10 (одноэтажный на полуподвале). Ближе всего к нам – двухэтажный дом на противоположном углу Андреевского спуска (№ 14) и Черной Грязи; он не сохранился.

Та же ситуация сверху, на фото рубежа 1870-х – 1880-х годов:

 

Впереди слева – крыши тех же заводских домов, труба и лавчонка.

К концу 1880-х годов заводик минеральных вод перешел в собственность купчихи Генриетты Бру, а в 1890-х его перекупил Василий Чепраков, который перепрофилировал предприятие в квасоварню. Дома по Андреевскому спуску, 10 и 12 в то время принадлежали семье мещанина Алексея Иванова. Ориентировочно в 1907–1908 году Чепраков купил и эти участки. Домики на Андреевском спуске он не трогал, а промкорпуса на Флоровской улице перестроил.

Фото примерно начала 1910-х годов:

 

В центре – лавчонка в доме №12. Заводской трубы с низеньким объемом при ней, как видим, уже нет, а вместо нее построено новое трехэтажное с подвалом производственное помещение Чепракова, которое слева на втором плане (более старый промкорпус в кадр не попал; он был надстроен одним этажом в 1914 году). Чуть ниже и правее лавчонки – дом №10. А совсем справа на фото виднеется краешек "дома Турбиных" по Андреевскому спуску, 13!

Такова историческая застройка этого места (не считая служебных строений и флигелей в глубине участка). Ее можно видеть на подробном плане 1925 года:

 

Самым архаичным здесь был, конечно, домик №12. Вот его фото 1920-х годов (со двора):

 

Но остальные здания по фронту Андреевского спуска и Флоровской улицы выглядели вполне прилично. И достояли до начала 1980-х годов (на фото ниже – слева).

Фото Б. Мінделя з гелікоптера, 1981

К тому времени промкорпуса на Флоровской улице перешли к швейной фабрике "Юность". И для ее нужд в 1980-е годы на углу Андреевского спуска, на месте домика №12, вставили новый объем с башенкой. Как раз тогда спуск тщательно реконструировали под старину, сделав его любимым местом киевлян. Строительство было проведено настолько грамотно и деликатно, что новострой оказался вполне созвучен давним строениям по соседству.

 

Старый промышленный корпус тоже был реконструирован (это видно по измененному скату крыши). Но его исторический фасад отреставрировали, сохранив как звено старинной застройки.

А дом №10 (между новым корпусом "Юности" и театром "Колесо") решением горисполкома №169 от 5.06.1995 г. признан памятником архитектуры первой половины XIX века.

 

Это – характерная для Киева полуторасталетней давности "пятиоконка" с так называемым образцовым фасадом №2, из каких в давние времена состояло пол-Киева, а теперь они у нас наперечет.

Что же теперь? Снесли новостройку на Андреевском спуске, 12 вместе с историческим фасадом промкорпуса.

 

Уничтожили именно то, что могло бы еще стоять и стоять. Теперь открылось уродливое фабричное строение со стороны Боричева Тока, – его не тронули...

Дом-памятник №10 покамест сохранен (вот он, справа).

 

Надолго ли? На фасаде помещено объявление о продаже. Вполне вероятно развитие событий по отработанной схеме: выкупят – отселят – подпалят – завалят...

Что собираются строить на этом месте? Проекты с немыслимой для спуска этажностью гуляют по сети. Официальные лица утверждают, что они еще не согласованы (но градостроительный совет, насколько могу судить, уже прошли!)

Буду краток. Что бы ни воображал себе Ахметов или кто там собирается застраивать участок, у этого места есть определенный статус ЗАПОВЕДНИКА. А для заповедника действуют следующие нормы, согласно известному распоряжению КГГА №979 от 17.05.2002 г.:

5.1. На території історико-культурних заповідників забороняється будь-яке будівництво, не пов’язане з прокладкою інженерних мереж, необхідних для заповідників, впорядкуванням території, відтворенням і реставрацією пам’яток історії та культури.

5.2. Всі будівельні, реставраційні, земляні та інші роботи у межах історико-культурних заповідників здійснюються відповідно до чинного законодавства на основі проекту, в кожному конкретному випадку погодженому з управлінням охорони пам’яток історії, культури та історичного середовища та головним управлінням містобудування та архітектури (крім пам’яток історії та культури) та обговореному за участю громадськості, в тому числі Українського товариства охорони пам’яток історії та культури.

(Согласующие учреждения с тех пор поменяли названия, но это не суть важно. Оговорка "крім пам’яток історії та культури" означает, что для памятников действуют прямые нормы соответствующего охранного закона).

Итак, никакое многоэтажное строительство здесь просто недопустимо. Максимум, что могут позволить себе застройщики в соответствии с регламентом, – это возвести новые здания с ТОЧНО ТАКИМИ ЖЕ ФАСАДАМИ, как те, которые они снесли. Пусть это даже фасады 1980-х годов. Ведь совсем недавно, приказом Минкультуры №45 от 20.01.2012, весь Андреевский спуск был признан комплексным памятником градостроения!

По идее, чиновники, ведающие охраной памятников, обязаны не допускать на Андреевском спуске никакого строительства, противоречащего нормативам. Тем не менее, прецеденты, когда нормативы грубо нарушаются, ныне встречаются практически повсеместно. Но Андреевский спуск – слишком знаковое место для киевлян.

После упомянутой записи моего ЖЖ от 9.05.2008 о проблемах спуска был такой комментарий:

Андріївський, як на мене - "останній рубіж". Якщо варварам вдасться там пройтись - хана улюбленому місту.

И это правда. Поэтому верю, что этот последний рубеж мы не сдадим. Ни у какого Ахметова нету столько денег, чтобы его одолеть. Все помнят, как отбили застройку Пейзажки, как несколько отважных людей не пустили строительную технику в парк Богомольца. Вот и в данном случае у защитников Киева есть хорошие шансы. Если даже чиновники не сделают то, что должны сделать, – в регламенте четко сказано, что общественность вправе повлиять на судьбу заповедника.

Хотел бы я видеть, как будут подгонять строительную технику и завозить материалы для крупного строительства со стороны Контрактовой площади или Андреевского спуска, если сотни и тысячи людей в самой гуще многолюдного города не захотят их туда пустить?! :)

И если уж там начнут строить, то по проекту, соответствующему статусу заповедника, и c гарантией возможности строжайшего общественного контроля на всех этапах строительства.

В противном случае новостройки не должно быть и не будет. Разве что весь Андреевский спуск окружат колючкой с вышками. Да и то... долго не выдержит.

Не привык разговаривать лозунгами, но здесь не обойтись – NO PASARAN!

Джерело: http://mik-kiev.livejournal.com/

Передвістя Голодомору. Рік 1929-й

В архівних фондах розвідки знайдено документ ГПУ УСРР, датований 1929 роком, під назвою «Про чергові завдання в роботі з активною українською контрреволюцією» і з поміткою зверху – «Зберігати нарівні з шифром». У ньому ще за три роки до початку масштабного голоду в Україні простежується, як сталінські спецслужби фіксували «невидимий сплеск антирадянської активності на селі», відродження повстанських комітетів, проникнення із-за кордону розвідників УНР в усі регіони для підбурювання селян до спротиву.

Нестор-літописець Голодомору

"Дуплинат Герасим зарезал своего собаку и съел". "Пасха, раньше было веселились люди качели гармони игры все возможные а сегодня везде уныние и голод". "17/IV-33 На сегодняшний день хоронить 11 душ умерших из голода". "12/V умерла Черная Параска актевистка кандидат партии, как людей продавали за невыполнение хлебо-заготовки, так она вечером на радощах в школе танцювала, а теперь издохла из голоду как собака".

"Нас не подолати!". Полтавський вимір Помаранчевих подій: до 20-ої річниці Другого Майдану

Цьогоріч відзначаємо 20-річчя Другого Майдану або "Помаранчевої революції". Це акції за збереження незалежності і проти масових фальсифікацій президентських виборів 2004 року на користь путінського ставленика Януковича. Під помаранчевими стягами гуртувалися ті, хто не хотів сповзання України у болото "совка" і російських впливів. Помаранчеві протести стартували 21 листопада 2004 року і тривали до 28 грудня 2004 року. За даними соціологів, понад 6,6 млн громадян взяли участь у Помаранчевій революції.

Що сказав Мотика? – відповідь професора Богдана Гудя на тему Волинської трагедії

26 жовтня в етері Українського радіо прозвучало інтерв'ю журналістки Світлани Мялик з відомим польським істориком, головним фахівцем із проблем Волині'43 професором Ґжеґожем Мотикою. Позаяк один із фрагментів цієї майже годинної розмови стосується моєї скромної особи, що гірше – містить низку інсинуацій і неправдивої інформації, прокоментую його для, насамперед, українських слухачів/читачів.