Спецпроект

"Сталінград" Федора Бондарчука. Репортаж зі знімального майданчика

Режисер "Дев'ятої роти" Федір Бондарчук, син видатного радянського режисера, уродженця Херсонщини Сергія Бондарчука, знімає на Балтійському морі, неподалік острова Кронштадт, епічну кінокартину, присвячену битві на Волзі.

Заканчивается летний сезон отпусков, все принимаются за работу... Пора начинать новый сезон, как в театре. Начну с последней, столь же короткой, насколько и интересной поездки в Питер, где режиссер Федор Бондарчук начал съемки своего нового фильма "Сталинград".

"Мы из будущего-2": фільм замовили люди, яким не відмовляють

Мы отправились в поездку вместе с сотрудником пресс-службы банка ВТБ Игорем Комаровым. Банк из своих собственных средств выделил 20 млн долларов на производство картины (2/3 бюджета в целом) и пресс-служба договорилась, что именно мы будем первыми, кому разрешат сделать фотографии на площадке и взять интервью у режиссёра.

Пока российские СМИ питались только слухами о том, что происходит на съемках фильма и как это всё выглядит.

 

В Кронштадте, на берегу Финского залива, построены декорации для первых съемочных дней. Работа здесь началась 25 августа. Съемки идут на двух площадках одновременно. Снимаются сцены начала переправы через Волгу и вражеского налета на наши береговые укрепления.

 

 Фёдор встретил нас на площадке и тут же потащил к себе в палатку показывать снятое накануне. Два дня группа снимала "день как ночь" - несколько массовых сцен с главными героями и мы посмотрели уже смонтированный "начерно" кусок длиной в 17 минут.

Надо сразу сказать, что фильм снимается по технологии 3D и было несколько непривычно видеть практически черно-белые, "ночные" военные сцены в таком объемном изображении.

У меня есть известное предубеждение против 3D в кинематографе, я считаю это излишеством, но показанное мне понравилось и объем ничуть не мешал, а, наоборот, создавал дополнительный эффект присутствия на волжском берегу летом 1942 года, среди солдат, готовящихся идти в бой.

 

Мы приехали в тот момент, когда на первой площадке готовили сцену со взрывами. На берег идет налет вражеской авиации, солдаты разбегаются от взрывов, по песку несется лошадь с повозкой, в неё попадает бомба. Сцена достаточно сложная в постановке, требующая хорошей работы массовки, каскадеров, пиротехников.

 

Фильм снимают на цифровые камеры RED EPIC. Американская операторская группа приехала с этими камерами со съемок фильма Марка Уэбба "The Amazing Spider-Man". Это очень дорогой комплект оборудования, я читал, что RED EPIC с полным обвесом для съемок в 3D стоит около $240 000.

Говорят, когда весной Питер Джексон снимал первую часть своего "Хоббита", у него было 30 таких камер. У съемочной группы "Сталинграда" - семь комплектов RED EPIC.

 

К фильму готовились два с половиной года, писали сценарий, собирали фактический материал, в Волгограде встречались с теми, кто еще помнит события 1942-43 гг. Особое внимание, как сказал Федор, он уделил подбору людей для массовки. Это и правда заметно, как качественно подобраны лица, сделан грим, костюмы.

Специально приглашали реконструкторов, уточняли детали обмундирования, оружие. Хотя, в общем, фильм не про военные действия, к батальным сценам подошли основательно.

 

Лица у многих статистов будто из фильмов военной поры.

 
 
 
 

На площадке всегда несколько гримеров - после каждой репетиции или дубля у массовки поправляется грим.

 

Здесь же два продюсера картины: Александр Роднянский («Две луны - три солнца», «Восток - Запад», «Водитель для Веры», «9 рота», «Питер FM», «Обитаемый остров») и Сергей Мелькумов («Любить по-русски-2, 3», «Тесты для настоящих мужчин», «Свои», «Диверсант», «9 рота», «Обитаемый остров»).

 

Там, где проедет повозка, маскируют маленькую видеокамеру.

 

Очередной дубль со взрывами! Лошадь Луна пугается и несется прочь с плошадки. К ней бросаются две девушки, успокаивают, кормят с ладоней баранками.

 

После дубля ребята из массовки подходят к девушке, которая снимает здесь на 5D Mark II и смотрят, как получилось. На больших мониторах в режиссерской палатке сцена выглядит совсем иначе - там картинка с камер на кранах, они в движении и получается, как обычно, очень эффектно.

 

Рядом с первой площадкой - декорации водной станции, где одновременно снимают эпизод обороны береговой линии, которую атакуют с воздуха.

 

Тщательно выстроенное здание водной станции с обязательными скульптурами девушки с веслом и пловчихи.

 

Ассистент наливает красную краску в «рану» на спине бойца. Здесь в воде, перемешанной с нефтью, лежат несколько каскадеров вместе с манекенами. Сцена готовится долго, несколько часов.

 

Рядом со станцией стоит декорация знаменитого колесного пароходика "Ласточка", который принимал участие в боевых действиях в 1942 году и под бомбежками перевез на левый берег Волги около 18 000 человек. Героическое судно стало одним из символов Сталинградской битвы.

 

На мешках с песком лежит убитый пулеметчик.

 

В прохладной воде Финского залива терпеливо мокнут загримированные каскадеры.

 

Наблюдать за процессом съемки всегда интересно, несколько часов пролетели совершенно незаметно. В перерыве мы сели рядом с режиссером и продюсерами. Федор отставил свою тарелку и начал рассказывать о том, как встречался с жителями того Сталинграда - что они помнят, детали жизни, военных будней. По тому, как охотно он поддерживал разговор, было видно, что режиссер очень увлечен темой войны.

Мне понравилось, как он сказал, что по его мнению каждый российский режиссер хочет снять что-то про Великую Отечественную и он не исключение. Для него это не фильм к юбилею битвы на Волге, а новая режиссерская история, способ выразить себя в новом материале. Он хочет снимать коммерческое, сложное в постановке кино, и выбор темы для такого кино мне, например, очень импонирует.

Карта Сталінградської битви. Сумарні втрати німецьких, італійських, румунських, фінських і радянських військовослужбовців оцінюються майже в два мільйони осіб

Я не люблю, когда начинается нытьё "опять фильм про войну". Это говорят люди, не понимающие, что та война с моим поколением, например, навсегда и, пока живы те, чьи отцы и деды воевали, Великая Отечественная в кинематографе, литературе, будет оставаться очень актуальной.

Я обеими руками за то, чтобы про войну снимали снова и снова, разные режиссеры, на разные темы, разных масштабов - от негромких, камерных фильмов до блокбастеров. Главное, делать это хорошо, профессионально. У Федора получился уже один "военный" фильм - "Девятая рота" очень "крепкое", зрелищное кино.

Надеюсь, что и "Сталинград" состоится в полной мере. Во всяком случае, Бондарчук этого очень хочет и возможности для этого у него есть.

Кстати, главную роль в фильме исполняет Петр Федоров, сыгравший Гая Гаала в "Обитаемом острове". 

Автор сценария Илья Тилькин; оператор-постановщик Максим Осадчий RGC; режиссер-постановщик на второй площадке (2nd unit) Дмитрий Грачев; оператор-постановщик на второй площадке (2nd unit) Денис Аларкон; продюсеры: Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов; исполнительный продюсер Наталия Горина; композитор Анджело Бадаламенти; художник-постановщик Сергей Иванов.

Фотографии: © Рустем Адагамов/drugoi

Дивіться також:

Сталінградська битва. Як це було. ФОТОхроніка

Останні листи зі Сталінграду. Що писали німці перед капітуляцією

Несподіваний фільм про велику війну. Нова битва за Брестську фортецю

"Той, хто пройшов крізь вогонь". Враження. ФОТО, ВІДЕО

Інші матеріали за темою "Друга світова війна"

Інші матеріали за темою "Кіно"

В оці тайфуна. Як проголосили Акт Злуки

У цей день здавалося, що буревії історії втомилися і зупинили свій руйнівний рух. Насправді над Київом зупинилося "око тайфуну", де вітру може не бути. Навколо ж української столиці усе пригиналося від буревіїв.

Коли оголосили останній відбій. Уривок із книжки "Демобілізовані" Алана Олпорта

Демобілізація – це окрема битва, якої у жодному разі не можна програти. Які зміни переживало суспільство Великої Британії після Другої світової війни? Як демобілізовані адаптовувались до мирного життя? Про важку дорогу від війни до миру йдеться у книжці британського історика Алана Олпорта "Демобілізовані: повернення додому після Другої світової війни", яка у січні побачить світ у видавництві "Локальна історія".

Биківня: таємне місце масових поховань жертв сталінського терору

Історія Биківнянських могил — це історія місця масових поховань жертв сталінського терору, яке було приховане від суспільства протягом багатьох років. Биківня — це місце-символ, де були поховані голоси, яких змусили замовкнути. Це не просто могили, це багато людей, кожен із яких міг змінити щось у світі.

Ярослава Музика: зберігачка творів бойчукістів

Підсвідомо відчуваючи небезпеку для заарештованої дружини Ярослави, чоловік Максим Музика сховав твори Михайла Бойчука та його послідовників, що зберігалися вдома, замурувавши роботи між дверима їхньої квартири і суміжнього помешкання сестри. Повернувшись, художниця продовжувала переховувати спадщину Михайла Бойчука, прекрасно розуміючи ступінь ризику.