Спецпроект

Пришестя Месії, або Про ситуацію навколо створення Меморіального центру Голокосту "Бабин Яр"

В Україні є багато місць, у яких разом з убитими євреями захоронені й неєвреї, який під час "єврейських акцій" долчуали до євреїв. Однак на пам'ятниках на цих могилах – тільки єврейська символіка, і ніхто не збирається ці пам'ятники міняти. Це – єврейські захоронення, а не захоронення якихось "радянських людей - жертв фашизму" (рос.)

Історична правда" продовжує дискусію, яка точиться навколо майбутнього Меморіального центру Голокосту "Бабин Яр".

Нагадаємо, в березні цього року 16 відомих українських істориків виступили з відкритим листом-застереженням, у якому навели критичні зауваження щодо певних положень концепції мемеоріалу, про які їм було відомо.

Генеральний директор Меморіального центру Голокосту "Бабин Яр" Марек Сівець та його виконавчий директор Яна Барінова надали офіційну позицію Центру з цього приводу та розповіли детальніше про найбільш дискусійні моменти проекту.

Із критикою поточної версії проекту виступили також співпрезидент Асоціації єврейських громадських організацій та общин (Ваад) України Йосиф Зісельс та директор Українського центру вивчення Голокосту Анатолій Подольський.

На захист проекту меморіалу висловився Олександр Круглов, історик, який давно спеціалізується на вивченні Голокосту. Його міркування ми пропонуємо вашій увазі.

----------

Думи мої, думи мої, 

Лихо мені з вами! 

Нащо стали на папері 

Сумними рядами?.. 

        

Недавно было опубликовано интервью руководителя Украинского центра изучения Холокоста Анатолия Подольского о том, как, по его мнению, должна быть увековечена память украинских евреев-жертв нацизма, где что строить, как строить, с кем строить, а с кем не строить, и как должно называться построенное.

С Анатолием Подольским я знаком уже четверть века и уважаю его как одного из очень немногих серьезных исследователей этой темы в Украине, как человека, который очень много сделал, делает и, я думаю, еще сделает в образовательном и просветительском плане.

Вместе с тем не могу согласиться с рядом его высказываний относительно проекта по созданию Мемориального Центра Холокоста "Бабий Яр" (далее – Проект) как способа увековечивания памяти и как научного и образовательно-просветительского центра.  

Я занимаюсь изучением Холокоста в бывшем СССР, особенно в Украине, около 40 лет. Начал изучать Холокост тогда, когда эта тема была фактически под запретом, и в СССР опубликовать что-нибудь на эту тему было невозможно. Поэтому мои первые публикации на эту тему появились в 1980-е гг. в Польше и в Германии.

Я думаю, что я был в то время едва ли не единственным гражданином СССР – исследователем Холокоста с публикациями в серьезных научных изданиях. Сейчас я имею сотни публикаций на эту тему на разных языках и в разных странах. Все это к тому, что я не дилетант, не случайный человек в этой теме, знаю и понимаю, что говорю.     

Сначала о том, нужно ли вообще Украине создание Мемориального Центра Холокоста. Накануне нападения нацистской Германии на СССР в Украине (в современных границах) проживали более 2,6 млн. евреев. По количеству еврейского населения Украина занимала первое место в Европе.

Евреи Украины понесли и наибольшие потери в 1941–44 гг. – свыше 1,5 млн. человек. Уже только эти факты говорят в пользу создания Мемориального Центра. Однако здесь проблемы нет. Все согласны, что такой Мемориальный комплекс необходим.

Проблемы начинаются тогда, когда речь заходит о том, кто должен создавать Мемориальный комплекс; кто должен играть главную роль в его создании – украинское государство или частный, в том числе иностранный капитал; как комплекс должен называться; оправдано ли использование название Бабий Яр; где должен находиться этот Мемориал – в пределах Бабьего Яра или за его пределами.

Я согласен с тем, что крайне желательно участие украинского государства в таком крупном Проекте. Примеры – участие государства в создании Мемориального комплекса Катастрофы и героизма еврейского народа "Яд Вашем" (Израиль), Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне (США) или подобных мемориальных центров в других странах. 

Но мы живем не в Израиле, США или Европейском Союзе. И что делать, если конкретно украинское государство по каким-либо причинам (например, из-за отсутствия, как утверждает А. Подольский, ответственности у "министров, мэра, президента, премьер-министра", из-за "невежества власти") участвовать не может или не хочет?

Отказаться от Проекта или ждать, когда государство научится быть ответственным? Это может затянуться на неопределенное время, и если идти таким путем, то Проект можно похоронить.

Я думаю, именно этого фактически добиваются противники Проекта, возможно, из опасения, что, в случае его успешной реализации, их монопольное положение в сфере изучения Холокоста и распространения знаний о нем (образовательно-просветительский аспект) исчезнет, так как они данный Проект в свое время не поддержали.

Но всегда найдутся инициативные и ответственные люди, которые способны помочь государству в решении определенных задач. И эти люди нашлись.

Называют имена Михаила Фридмана, Германа Хана, Павла Фукса – "российских олигархов", для которых якобы, по утверждению историка Виталия Нахмановича, данный Проект – это только способ и средство создания в нашей стране… плацдарма для "русского мира".

Но почему русского? Ведь в руководстве Проектом находятся люди разных национальностей и подданства, в том числе граждане Украины: Виктор Пинчук, Виталий и Владимир Кличко, Святослав Вакарчук и другие. Может быть, их российские олигархи обвели вокруг пальца?

Цитируя Подольского: "Надо Кличко, Вакарчуку, Порошенко, Гройсману и другим персонам, которые включены в орбиту этого странного фонда, просто объяснить суть дела и кто есть кто".

Растолковывать и объяснять должны, по мнению Анатолия Подольского, украинские историки, а не нанятые иностранные специалисты. Я – украинский историк, специалист и эксперт в области изучения Холокоста, и сейчас попытаюсь объяснить, как мне лично представляется "суть дела".

Как видно из интервью Подольского, в Украине существуют с одной стороны некая "академическая, научная элита", нечто вроде масонской ложи, в которую входит 16 человек во главе с Анатолием Подольским, а с другой, – все прочие, которые с открытым ртом должны внимать этой "элите" и ждать от нее руководящих указаний и разъяснений. 

Эти последние, как дети малые – доверчивые, отзывчивые, простодушные. Чем и воспользовались коварные российские олигархи! Самого Порошенко и Гройсмана вовлекли в свои сети! А куда делся украинский бизнесмен Виктор Пинчук? Почему о нем в интервью ни слова, будто он к Проекту не имеет никакого отношения?

Бабин Яр: хроніка злочину та його жертви. Інфографіка Укрінформу. Для збельшення натисніть сюди.

Или ни слова потому, что он не российский, а украинский? Пинчука вовлекли или не вовлекли? Или он расставлял сети вместе с российскими олигархами? Да и российские ли эти олигархи? С одной стороны, по формальным признакам – да.

Но с другой, и Фридман, и Хан, и Фукс – уроженцы Украины. Фридман из Львова, Хан из Киева, Фукс из Харькова.

В разное время они оказались в России, но корни их в Украине, они не перестали быть украинскими евреями, как не перестали быть украинцами и патриотами Украины те многие бывшие граждане Украины (в том числе евреи), которые сегодня постоянно живут в Канаде, США, Израиле, Бразилии, Аргентине, Италии, Португалии, Испании и даже являются гражданами этих стран.

И если бы проект финансировали украинские евреи, живущие в США или Израиле, – тогда было бы все в порядке? Или пошли бы разговоры не о создании плацдарма для "русского мира", а о "мировом еврейском заговоре" против Украины?

В общем и целом, в финансировании того или иного проекта частным капиталом, в том числе иностранным, нет ничего необычного и странного. 

Украинский центр изучения истории Холокоста, который возглавляет Анатолий Подольский, также не финансируется украинским государством, а существует в основном за счет иностранных грантов – того же иностранного капитала, как существуют за счет иностранного капитала и многие другие негосударственные организации.  

И это ни у кого не вызывает недоумения, никто не краснеет и не отводит глаза. Это не называется "постколониальным подходом", это не стыдно. А финансирование данного Проекта частным иностранным капиталом – это, оказывается, "постколониальный подход", и за это должно быть стыдно?         

Я думаю, что негативная реакция на участие в Проекте "российских олигархов" объясняется в значительной мере политическими причинами, а именно агрессивными действиями России в отношении Украины.

Но СБУ отслеживает врагов Украины в России. Как известно, имеются списки тех граждан РФ, которым запрещен въезд в Украину из-за их враждебного отношения к нашей стране. Насколько мне известно, ни Фукса, ни Фридмана, ни Хана в этих списках нет; Фукс к тому же имеет украинское гражданство.

В том, что у Проекта есть противники, нет ничего удивительного. У любого начинания всегда имеются и сторонники, и противники. Так и рождаются дискурсы. Я согласен с Анатолием Подольским, что возникшие проблемы следует решать путем диалога.

Но когда противоположная сторона говорит языком ультиматума (например: в Мемориальном парке должен быть Музей истории Бабьего Яра, а Музей истории Холокоста нужно создавать где-нибудь в другом месте и не давать ему название Бабий Яр, и если вы с этим не согласитесь, то мы с вами и разговаривать не будем) ни о каком диалоге не может быть и речи.

Противников Проекта мы приглашали принять участие в круглом столе 5 июля, но пришел только Иосиф Зисельс…

Зачем вообще создавать Музей истории Бабьего Яра (об этом, кстати, уже объявлено 17 августа), если уже существует Музей истории Киева? Зачем искусственно отделять историю Бабьего Яра от истории города? Или Бабий Яр не часть Киева?

По моему мнению, это совершенно бессмысленно и даже вредно (только отвлечет силы и ресурсы). Создание такого музея неминуемо приведет к тому, что Холокост (в рамках такого музея) превратиться в один из эпизодов этой истории, в то время как Бабий Яр во всем мире считается одним из символов именно Холокоста, а не заодно и Куреневской трагедии, о которой в мире вряд ли кто-нибудь знает.

Нуждается в тщательной проверке и исследовании утверждение, что в самом Яру убивали не только евреев. Заложников (800 человек) осенью 1941 г. расстреляли не в Яру, а в противотанковом рву близ Яра, там же расстреливали военнопленных и с большой вероятностью – также украинских националистов.

Часть душевнобольных (300 человек) расстреляли в октябре 1941 г. в овраге Кирилловской рощи близ самой больницы. Там же захоронили и тех больных, которых уничтожили в 1942 г. с помощью "душегубки".

Цыган (несколько десятков), по данным ныне покойного президента Еврейского Совета Украины И. Левитаса, расстреляли "за Кирилловской церковью", а не в Яру.

В немецких архивах можно найти десятки свидетельств бывших членов нацистских карательных органов, которые принимали непосредственное участие в расстрелах в Киеве.

В качестве места расстрела они называют противотанковой ров или открытую местность на севере города, частично ограниченную лесом (рощей), на которой рылись ямы. Ни один не упоминает Яр (овраг) в качестве места расстрела в 1942-43 гг.

В том месте Бабьего Яра, где расстреливали евреев, больше вообще никого не расстреливали: края Яра были взорваны, песок и земля засыпали трупы, военнопленные песок и землю разровняли. 

Во время сжигания трупов евреев в августе-сентябре 1943 г. в Бабий Яр действительно привозили умерщвленных в "душегубках" людей, но их сразу сжигали, то есть Яр не использовался как место их захоронения.

Несомненно, предположение, что в самом Яру расстреливали также не евреев имеет все права на существование. Но где именно расстреливали? Во всяком случае, не там, где убивали евреев.

В Украине (и не только в Украине) имеется много мест, в которых вместе с убитыми евреями захоронены и не евреи (коммунисты, партизаны, подпольщики, цыгане, военнопленные), которых во время "еврейских акций" присоединяли к евреям.

Однако на памятниках на этих могилах – только еврейская символика, и никто не собирается эти памятники менять. Это – еврейские захоронения, а не захоронения неких "советских людей – жертв фашизма".

Относительно иностранных специалистов. В Проекте задействованы не только иностранные, но и украинские специалисты и эксперты. Можно, конечно, говорить о соотношении, но что делать, если отечественных специалистов по изучению Холокоста считанные единицы? А имеющиеся конструктивный диалог отвергают?

И последнее. Прочитав интервью Подольского, я открыл для себя и кое-что новое, хотя думал, что ничего нового не открою.

Оказывается, Проектом заправляют "три российских олигарха" и "два поляка" (это – явная фальсификация, за которую можно даже привлечь к ответственности); оказывается, евреи жили в Украине "тысячи лет" (!);

оказывается именно писатель Виктор Некрасов открыл, что евреев убивали только потому, что они евреи;

оказывается именно "выдающийся украинский философ Мирослав Попович" открыл нам глаза на то, что Украина "географически в Европе, и, наконец, мы должны по гуманистическим и гуманитарным ценностям стать частью европейской культуры";

оказывается, теперь только Анатолий Подольский решает, что правильно, а что неправильно;

какие "разговоры нужно прекратить" (именно так – прекратить и точка), а какие можно вести; что является "дешевым политическим популизмом", а что патриотизмом; что такое ответственность; за что государство должно волноваться;

что должны делать "некоторые общественные еврейские организации", а что им делать не следует; где должен находиться Музей истории Холокоста, а где ему находиться непозволительно;

какая тема важная для общества, а какая неважная; кто является "академической, научной элитой, учеными", а кто в "элиту" не входит и ученым не является ("элита", напоминаю, – это 16 человек, подписавших известное письмо, а те, кто не подписал, – это вообще никто) и т.д. и т.п.

В Украине, наконец-то, появился Мессия.

А, может быть, нужно быть просто немного скромнее?

Що сказав Мотика? – відповідь професора Богдана Гудя на тему Волинської трагедії

26 жовтня в етері Українського радіо прозвучало інтерв'ю журналістки Світлани Мялик з відомим польським істориком, головним фахівцем із проблем Волині'43 професором Ґжеґожем Мотикою. Позаяк один із фрагментів цієї майже годинної розмови стосується моєї скромної особи, що гірше – містить низку інсинуацій і неправдивої інформації, прокоментую його для, насамперед, українських слухачів/читачів.

Боротьба між радянськими силами та підрозділами УПА на ПЗУЗ в 1944 році

4 листопада передчасно помер дослідник і популяризатор історії українського визвольного руху Владислав Сапа. У пам’ять про нього «Історична правда» публікує дослідження Владислава, яке одержало відзнаку історика Володимира В’ятровича на конкурсі студентських наукових робіт «Український визвольнй рух» 26 жовтня 2013 року, але досі не публікувалося.

Отець Василь Кушнір. Перший президент Комітету українців Канади

Абревіатура КУК в оперативних документах мдб/кдб срср завжди фігурувала поряд із фразами "антирадянська діяльність", "українські буржуазні націоналісти", "непримиренні вороги Радянського Союзу". Подібних епітетів удостоювалися й активні діячі, які створювали та розбудовували цю потужну громадсько-політичну організацію. Серед них – отець Василь Кушнір, перший президент Світового конгресу вільних українців.

Харитина Кононенко. "Та, що йшла за покликом Києва"

З відновленням незалежності Київ щороку вшановує Олену Телігу, лицарку й музу національно-визвольної боротьби. Проте жодна київська вулиця не має навіть невеличкого пам'ятного знака на честь Харитини Кононенко, на 6 років старшої за Телігу діячки, яка була активною учасницею Української революції в нашій столиці.