Спецпроект

Тамерлан проти Тохтамиша. Війни за Шовковий шлях у приазовських степах

У серпні 1395 року армія Тамерлана наздоганяє золотоординське військо, яке укріпилося в місті Єлець. Тимур розносить московсько-татарський гарнізон в пух і прах. Вся надія Москви тепер була на ікону Богородиці з Вишгорода під Києвом. (рос.)

Наше родное Приазовье, приютившееся на стыке Европы и Азии, в конце XIV века стало ареной ожесточенной междоусобицы между золотоордынским темником - "проевропейцем" Мамаем и ханом Золотой Орды - "проазийцем" Тохтамышем.   

Вероятнее всего, причиной конфликта было, ко всему прочему, и желание каждой из  враждующих сторон взять под свой исключительный контроль приазовский участок северного маршрута Великого Шелкового пути. 

Темник, или же тумэнбаши (от "тьма"  - десять тысяч) - воинское звание и должность у татаро-монголов. Так называли командира тумэна - соединения  в 10000-12000 воинов. Фактически темник Мамай, говоря современным языком  - сепаратист, посягнувший в 1380 году на государственную целостность Золотой Орды и поплатившийся за это собственной головой.

Осенью 1380 года царь Тохтамыш не без поддержки грозного самаркандского правителя Тимура (Тамерлана) громит на приазовской реке Калке-Каяле своего тумэнбаши Мамая.  

Высохшая Берда на Донбассе - то, что осталось от средневековой Каялы

Есть все основания считать, что Калка-Каяла - это нынешняя река Берда,  давшая свое имя городу Бердянску.

Ведь еще в конце XVIII  века  река Берда была известна современникам как Каяли-Берт, Каялаберт, Каменистый Берт, Берла, Агарлиберт. (Некоторые историки считают, что Калка - современная речушка Кальчик в Мариуполе - Історична Правда)  

В непосредственной близости от Каялы-Берды -  на реке Конские Воды, неподалеку от  нынешнего Запорожья, находилась до 1380 года столица - ставка могущественного золотоордынского темника Мамая.  

Реки эти имеют фактически общий исток, хотя и принадлежат к разным  морским бассейнам. Конка несет свои воды к Черному морю, а Берда - к Азовскому.

Вплоть до XVII века эти две реки являлись водным маршрутом, соединяющим кратчайшим образом берег самого рыбообильного в мире Азовского моря с легендарным Протовчим (Крарийским, Кичкасским) древним бродом через Днепр у острова Хортица.   

Золотоордынская конница (реконструкция в Улан-Баторе)

Примечательно, что к междуречью Берды и Конки, а далее - в Таврику Херсонесскую (Крым) вели многие известные торговые дороги прошлых веков, в том числе Чумацкий и Муравский шляхи.    

Потеряв войско, Мамай бежит в Кафу (ныне Феодосия) - крупный торговый центр Генуэзской морской империи  в Крыму, где гибнет от рук генуэзских купцов. Народ Мамая, который вместе с ханом перешел в подчинение Великому княжеству Литовскому, остался осваивать нынешние Сумщину, Черкащину и Полтавщину, подарив Укране ряд известных шляхетских родов.

Разобравшись с сепаратистом, Тохтамыш восстанавливает единство Золотой Орды, по ходу решив вопрос и с осколками Киевской Руси, которые хоть и признали его верховную власть, но два года тому назад победили Мамая (пусть противника Тохтамыша, но ордынца!) в Куликовской битве.

В 1382 году Тохтамыш при помощи нижегородских князей сжигает Москву - и московский князь Дмитрий Донской спешит в Орду с "покаянным посольством", чтобы получить из рук хана ярлык на великое княжение.

Тохтамыш штурмует Москву. Эта история характерна для властных переплетений тех времен - князь Дмитрий Донской, понадеявшись на недавно построенный Кремль, уехал собирать подмогу, а все остальные разбежались (митрополит, например, убежал в Тверь).

Сыновья князя Нижнего Новгорода присоединились к войску Тохтамыша, рязанский князь показал броды на Оке, тверской поспешил выразить покорность.

В Москве начался бунт, который прекратил внук Ольгерда Остей - литовский князь, который непонятно откуда приехал в город и даже привез с собой пушки (оборона против Тохтамыша - первое упоминание об огнестреле в Москве).

Под руководством Остея москвичи успешно оборонялись, пока нижегородские князья не убедили их открыть ворота. После этого Тохтамыш перебил людей и сжег город

В заложниках у Тохтамыша остается сын Дмитрия Василий - именно ему, уже великому князю Московскому Василию Первому в будущем предстоит "мистически" столкнуться с грозным Тамерланом.

Таким образом хан в краткий срок возрождает величественную золотоордынскую империю - от Крыма до озера Балхаш (нынешний Казахстан).

В Приазовье воцаряется мир, но через некоторое время Тохтамыш, накопив мощь, вторгается в Хорезм и грабит Ширван (территория нынешнего Азербайджана). Эти земли были подконтрольны покровителю Тохтамыша Тамерлану, но ведь еще недавно входили в построенную ханом Батыем Золотую Орду.

Тимур-Тамерлан принимает вызов.

Очевидно, одним из его мотивов приструнить Тохтамыша был и недостаточно плотный караванный поток и, соответственно, низкие таможенные сборы на подвластном ему южном маршруте ("потоке") Великого Шелкового пути из Китая в Европу.

Северный и Южный потоки Великого Шелкового пути

Тамерлан принимает решение прикрыть золотоордынскую "северную шелковую  лавочку" и наносит в апреле 1395 года ответный удар, пройдя через Дербентские ворота (узкую полоску равнины между Каспийским морем и Кавказскими горами в нынешнем Дагестане) и разгромив в битве на речке Терек недавнего своего союзника  - царя (хана) Тохтамыша.

Стоит вспомнить, что и у перского царя Дария, совершившего в конце 6 века до н.э. эры поход к Каменным Могилам скифских царей на Каратыше (это левый приток реки Каялы-Берды), мотивы похода были аналогичные тамерлановским - ему надо было пресечь хлебный поток из Побужья-Поднепровья-Приазовья в материковую Грецию. 

Поток же тот хлебный контролировали тогда скифы - известные хлебные рэкетиры древнего мира. Но это другая история, пока что ограничимся фото Каменных могил.

Каменные могилы скифских царей на Берде

После погрома на Тереке Тамерлан гонится гонится за жалкими остатками убегающего тохтамышевского войска через центр Золотой Орды - волго-донское междуречье.

Тохтамыш рассчитывает получить приют у сына Дмитрия Донского - московского князя Василия Дмитриевича, посаженного им (Тохтамышем) на московский стол в 1389 году и щедро облагодетельствованного позже золотоордынскими ярлыками на кормление не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде, Муроме, Тарусе, Мещере.

К середине августа 1395 года армия Тамерлана настигает золотоордынское войско, которое укрепилось в городе Елец. Тимур разносит московско-татарский гарнизон в пух и прах.

С этой победой Тамерлана тесно связана история Вышгородской иконы Богоматери, которую из сожженного им Киева вывез в 1169 году владимирский князь Андрей Боголюбский.

Битва на Тереке 1262 года. В ней ордынская конница победила, чтоб через 100 лет на этом же месте проиграть. Рисунок из французского манускрипта XIV века

Разгром Ельца открывал Тамерлану прямую дорогу на союзную Тохтамышу Москву, а у великого князя Василия I сил для борьбы с азиатским императором было мало. Оставалось разве что молиться.

То было время, когда московские князья хотели, чтобы Константинополь дал им право иметь собственного митрополита, не киевского. К примеру, в лето 1378 года, московский князь Дмитрий Донской отдает распоряжение  некоему Никифору взять под стражу, раздеть донага, подвергнуть гнусным азиатским издевательствам и затем  выставить за пределы Москвы прибывшего в его вотчину митрополита Киевского Киприана.

Вот как звучит по-гречески Киприанов титул - Ό ταπεινός μπτροπολίτης  μικράς ‛Ρωσίας    καί Λιτβών Κυπριανός - μπτροπολίτης Κυέβου και πάσης ‛Ρωσίας - "митрополит Малой Руси и Литвы Киприан - митрополит Киевский и всея Руси"

Выставив Киприана, Дмитрий Иванович вообразил себя константинопольским патриархом и объявил самолично своего личного духовника Митяя митрополитом коломенским. Но после ряда приключений Киприан все-таки был признан и в Москве, оставаясь митрополитом и при сыне Дмитрия Донского Василии Первом.

Икона Владимирской (Вышгородской) Божьей Матери. Сейчас - в Третьяковской галерее Москвы

Именно по совету митрополита Киприана Вышгородскую икону привозят из Владимира-на-Клязьме в Москву, где ее торжественно встречают народ вместе с великим князем Василием. На месте встречи ("сретения") иконы был основан Сретенский монастырь, нынешний настоятель которого слывет духовником Владимира Путина, но это еще одна другая история.

По церковному преданию, в тот сентябрьский день, когда москвичи встречали Владимирскую Богоматерь, Тамерлану под Ельцом явилась Богородица и будто бы именно это убедило Тимура не идти на Москву.

Но не факт, что он туда и собирался. Тимур прекрасно отдавал себе отчет, что вряд ли сможет поживиться чем-либо существенным в деревянной Москве с населением всего в  20 тысяч человек. Совсем рядом были многолюдные богатые торговые города Таврики (к примеру, население Кафы в то время составляло около 70 тысяч человек) и Приазовья.  

Генуэзские укрепления Кафы (Феодосия)

Московские же мифотворцы для объяснения этого "нелогичного" - с их точки зрения - решения Тимура-Тамерлана придумали иную версию, связанную исключительно  с чудодействием иконы Владимирской (Вышгородской) Божьей Матери.

После разгрома у Ельца Тохтамыш понял, что вряд ли может рассчитывать на подмогу недееспособной дружины своего московского вассала, гораздого разве что на исправное собирание дани для золотоордынского двора. Поэтому он принимает более разумное решение и скрывается от Тимура  в дремучих сибирских лесах.

А сам Тамерлан, разделавшись с незадачливым золотоордынским "хозяином северного шелкового потока", совершает резкий разворот и стремительно ведет свою грозную конницу торным Муравским шляхом (а, возможно и  Кальмиусским шляхом) к Перекопу -  в Восточный Крым.

Скорее всего, Тимур преследовал убегающих европейских, то есть генуэзских союзников поверженного царя Тохтамыша.            

В начале осени 1395 года Тимур с невиданной дотоле жестокостью предает мечу и огню ненавистные ему торговые города - Солхат (ныне - Старый Крым), Кафу (ныне -  Феодосия), Солдайю (ныне - Судак)...

Итальянские колонии в Причерноморье и Приазовье в XIV веке

Хотя территория Приазовья и Таврики Херсонесской принадлежала  в то время Золотой Орде, но всю морскую торговлю в Приазовье и Причерноморье осуществляли жестко   соперничающие между собою купцы Венецианской и Генуэзской морских империй.

С Венецией и Генуей Византия, контролировавшая вход в Черное море через Босфор, и Золотая Орда, через территорию которой шел поток грузов из Азии в Европу и обратно, поддерживали тесные отношения, используя соперничество двух морских империй для дипломатического лавирования. 

Предав мечу и огню таврические города, Тимур возвращется в материковую Украину, устремлясь в Северное Приазовье, где сокрушает все прибрежные торговые города Венецианской  и Генуэзской морских империй,  включая  и Тану - крупный торговый центр Средневековья в устье Дона. 

При этом он двигался по извечной дороге вдоль берега Азовского моря.

Восточная околица Бердянска. Вид на мост через заплаву реки Берды (Каялы) и дорогу, идущую строго на Восток  -  в сторону Мариуполя, Ростова-на Дону и Волгограда. Современная насыпь пересекает высохшее древнее русло Берды (2 км шириной)

Именно этой дорогой Великого Шелкового пути  в 1260 году из крымской Солдайи в Сарай Берке прошли отец и родной дядя великого путешественника Средневековья Марко Поло.

Вот как вспоминал об отце Николо и дяде Маффео сам Марко:

"...Посоветовались они между собой, да и решили идти в  Великое море, за наживой да за прибылью. Накупили всяких драгоценностей  да поплыли из  Константинополя в  Солдадию. Пришли они в Солдадию и решили идти далее.  И что же? Вышли из  города и пустились в путь; по дороге с ними ничего не случилось; так-то они и  прибыли к Барка-хану [Берке-хан - брат Батыя], что татарами владел и жил в Болгаре да в Сарае...

С большим почетом принял Барка Николо с Маффео; обрадовался он их приходу; а братья все драгоценности, что принесли с собой, отдали ему; а тот взял их с охотою; очень они ему нравились. Приказал Барка вдвое заплатить  за драгоценности; давал он им и другие большие и богатые подарки"     

Именно этой дорогой прошлась с огнем и мечом осенью 1395 года в сторону торговой Таны в устье Дона и золотоордынской столицы Сарай Берке конница грозного  самаркандского царя Тамерлана.  

Памятник Тамерлану в Узбекистане

А осенью 1782 года по этой же дороге, но уже в западном направлении, проследовал в сторону Крыма в сопровождении двух российских полков последний крымский хан Шахин Гирей - чтобы спустя несколько месяцев навсегда обесславить свое имя добровольным присоединением своего Крымского ханства  к Российской империи. Но это уже третья другая история.

Расправившись с приазовскими городами, Тамерлан совершает бросок в сторону блистательной столицы Золотой Орды -  Сарай Берке в Нижней Волге ["Сарай  - один из  красивейших городов,  достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды  мы прошли его  в ширину; пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет пустопорожних мест, ни садов"...  - Мухамед Ибн Батута(1304 -1377), в книге "Подарок наблюдателям по части диковинных  стран и чудес путешествий"], которую также грабит и сжигает дотла.

Развалины великого города Сарай Берке, разрушенного в 1395 году Тамерланом, ныне находятся вблизи поселка Ленинск Волгоградской области РФ.

Цель, которую поставил перед собой Тамерлан, была достигнута  - "Северный поток"  Великого Шелкового пути приходит в упадок.

Великий князь Витовт постоил государство "от моря до моря" и стал оппонентом Тамерлана в покровительстве над Тохтамышем

Тохтамыш, которого золотоордынская распря изгоняет из Сибири, просит прибежища у своего литовского покровителя Витовта. В 1399 году великий литовский князь высылает против нового ставленника Тимура темника Эдигея литовско-русско-татарское войско.

В битве на реке Ворскла ордынцы вдребезги разбивают мечты Витовта и Ягайла о дальнейшем продвижении на восток, обращая его взгляды на запад, к замкам Тевтонского ордена.

Білоруську народну пісню про князя Вітовта слухайте тут

Великое княжество Литовское осознает, что самостоятельную внешнюю политику вести будет трудно и сохраняет унийные отношения с Польским королевством. 

После разгрома "Северного потока" Великого Шелкового пути гаснет жизнь и в самой Золотой Орде. В конечном итоге она распадается на отдельные удельные улусы и ханства (Крым, Казань, Хаджи-Тархан (Астрахань), Сибирь, Ногайская орда) и исчезает с политической карты мира.

Печать тогдашнего киевского князя Володимера Ольгердовича. Он также чеканил серебрянные монеты с таким знаком

Окончательно конец господству Золотой Орды на нынешней Левобережной Украине положит крымский хан Мегли Герай, разбив последнего золотоордынского хана в устье Сулы в 1502 году. Но это уже четвертая другая история.

Не намного счастливее оказывается судьба и опекаемого Тамерланом "южного шелкового потока". После смерти Тамерлана он тоже начинает увядать, а  затем и вовсе прекращает свое существование.

И только редкие находки археологов напоминают ныне о братоубийственной войне между темником Мамаем, чингисидом Тохтамышем и самаркандским правителем Тамерланом, о былом могуществе средневековой Золотой Орды, о ее блистательной столице Сарай Берке на  Нижней Волге, о процветающем некогда "северном шелковом  потоке" и  о благополучном  "потоке южном"... 

Мавзолей Тамерлана в Самарканде

В ряду этих находок значится и Бердянский клад, обнаруженный спустя полтысячи лет после эпохальных событий далекого XIV века.

Нашли этот клад в 1892 году в приазовском Бердянске, на месте которого во времена Средневековья располагался  венецианский торговый город Полоники (Polonixi), сожженный дотла в 1395 году воинами грозного самаркандского правителя Тимура   Тамерлана...

Вот одна из находок. В средневековой Европе паломники, побывавшие в Святой Земле, нашивали такие раковины на одежду, и они являлись символом божественного покровительства и защиты.  

Знаменитая ракушка ("ковшик из морской раковины с серебряной ручкой")  из Бердянского клада. Ныне хранится  в Восточной коллекции Российского Государственного Эрмитажа

В центре  ракушки, обрамленной позолоченным серебром, расположен серебряный жетон с изображением барана - характерным для ювелирных изделий, изготовленных на территории самой Золотой Орды. 

Надпись на армянском языке гласит - "Шахук, раб Бога". Судя по ней, ковшик из Бердянского клада принадлежал жителю  приазовских Полоник армянской национальности, выходцу из Киликии - средневекового Армянского государства в юго-восточной части Малой Азии, захваченного в  1375 году египетскими мамлюками. 

Вполне возможно, что после разгрома Полоник уцелевшие армяне могли найти приют в Западной Украине, где существовали целые армянские колонии (особенно во Львове и Каменце-Подольском).

Русь (Rusia), Подолье (Podolia), Азовское море, Бердянская Коса, город Полоники
(Polonixi) Венецианской морской империи (на месте нынешнего Бердянска, обозначен красным кружочком), а также Крым, Днепр, Дунай, Черное море на фрагменте "карты  древних морских королей". Португальский портолан 1559 года).

Портоланы (портуланы) - высокоточные навигационные морские карты у венецианских купцов-мореходов  появились уже в XIII веке

Помимо "ковшика из морской раковины", в Бердянском кладе были обнаружены "фрагменты серебряной обкладки кувшинчика (сам кувшин, возможно из кокосового ореха, не сохранился), две серебряные чашечки и 72 накладки из серебра, служившие очевидно, украшением убора верхового коня".

В 2009-2010 гг. серебряная посуда из  Бердянского клада украшала выставки "Чингисхан и Монгольская империя" в Хьюстонском музее естественной истории и в Денверском музее природы и науки (США).

Ярослава Музика: зберігачка творів бойчукістів

Підсвідомо відчуваючи небезпеку для заарештованої дружини Ярослави, чоловік Максим Музика сховав твори Михайла Бойчука та його послідовників, що зберігалися вдома, замурувавши роботи між дверима їхньої квартири і суміжнього помешкання сестри. Повернувшись, художниця продовжувала переховувати спадщину Михайла Бойчука, прекрасно розуміючи ступінь ризику.

Платоніда Хоткевич. «Щоб нічого не надрукувала про чоловіка»

В архівних фондах Служби зовнішньої розвідки України знайдено тоненьку справу на Платоніду Хоткевич – дружину визначного українського діяча Гната Хоткевича, який був репресований сталінським режимом і розстріляний 8 жовтня 1938 року за "участь у контрреволюційній діяльності і шпигунство на користь Німеччини". Дружину ж органи СМЕРШ вистежили після Другої світової війни у Празі і заарештували, "щоб нічого не надрукувала про чоловіка".

"Моя війна". Уривок із книги Валерія Залужного

"Моя війна" — це особиста розповідь генерала Валерія Залужного про шлях від хлопчака до Головнокомандувача Збройних Сил України, а водночас це історія країни, яка прямує до війни: спершу примарної, у можливість якої ніхто не вірив, а згодом великої, ґлобальної, повномасштабної.

Волинь’43: Що замовчує польська історіографія?

Документи польської конспірації, зокрема Делегатури уряду на Край і командування Армії Крайової, свідчать про те, що ситуація на цих теренах у роки Другої світової війни була дуже неоднозначною, а інспіраторами процесу "очищення" Волині від її польського населення виступали не лише українські націоналісти різних відламів, але й совєти, німці та кримінальні елементи.