Формула успішного телебачення від Геббельса: 75% - розважайлівка, 25% - пропаганда
"Мій фюрере! Керівництво Імперського мовлення повідомляє Вам, що зі станції Берлін-Вітцлебен розпочато перше в світі регулярне телевізійне мовлення. Настав час, коли ми готові передати завдяки націонал-соціалістичному телебаченню Ваш образ, мій фюрер, всім німецьким серцям..." (рос.).
Fernsehen (телевидение) можно перевести с немецкого и как "дальновидение". Я посмотрел в эту даль и увидел, как невероятна и поучительна эта 75-летняя история даже для такого старого телевизионщика, как я, не говоря уже о молодежи.
Вместе с поэтом можно сказать и добавить: "Времена не выбирают, в них живут"-изобретают. Изобретение и совершенствование немецкого ТВ, волею эфира и судьбы, пришлось на ужасные времена. Эра телевидения и эра фашизма в Германии начинались одновременно. Сие есть факт, нравится нам это или нет.
Черно-белое с коричневым
22 марта 1935 г. знаменитая немецкая Имперская почта и Имперское радио выдали в эфир первый совместный телепродукт. Третий рейх, весьма заботясь о престиже, начал регулярное телевещание.
Начальник Имперского вещания Ойген Хадамовский прямо в эфире докладывал самому: "Мой фюрер! Руководство Имперского вещания сообщает Вам, что со станции Берлин-Витцлебен начато первое в мире регулярное телевизионное вещание. Этим мы обязаны сотрудничеству немецких ученых, инженеров, рабочих, творческих сотрудников... Настал час, когда мы готовы передать благодаря национал-социалистическому телевидению Ваш образ, мой фюрер, всем немецким сердцам"...
О, этот драгоценный образ вождя, появившейся, оказывается, с помощью немецкого ТВ, в отличие от наших киножурналов в кинотеатрах. Как мы прошляпили такую возможность, даже имея миллионы других изображений человека с усами?
С самого начала телевизионной эры доктор Геббельс не дремал, поняв всю силу и пропагандистские возможности скромно нарождающегося нового СМИ: "Превосходство зрительной картинки над слуховой заключается в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое (какое безобразие! - Ю.И.). Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же".
С пеленок немецкое ТВ зарождалось как управляемое. Чтобы все увидели «одно и то же»! Нужное. Как это нам близко, несмотря на резкую противоположность систем.
Могучее ТВ и в Германии начиналось потихоньку. Здесь привычно и массово ходили в кино, а по наличию у населения радиоприемников рейх занимал первое место в мире. Поначалу телеприемники были делом привелигированным. Штук 50 домашних телевизоров находились в домах у крупных партайгеноссе и избранных журналистов.
Но публичность и массовость были важной целью национал-социалистов, недаром они так любили праздники и парады, зрелищность. Инженеру Вальтеру Бруху поручено составление технического плана устройства «народного телевидения» (и опять они перехватывали инициативу у грядущих поколений! - Ю.И.). Гитлеру представлен документ, он называется: "План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телепередатчиком". Утверждается.
Тут же были организованы "телевизионные комнаты" для просмотров телепрограмм, куда вход был бесплатным, в отличие от кинотеатров. В предвоенные годы в Германии имелось около 500 телеприемников, каждый ручной сборки. Телевизоры громоздкие, неуклюжие, но небольшая картинка видна. Изображение и звук приходят по разным каналам. Через пару лет появились телевизоры для массового зрителя с экраном 19,5 на 22,5 см. Технически был достигнут прогресс четкости изображения до 441 строки.
Но что же видели немецкие телезрители, какой продукт? Телепрограмма Третьего рейха выглядела скромно, но она была. В прямом эфире, за неимением другого. В каких условиях работали первопроходцы?
Студия по справедливости было прозвана "паровым ящиком". Он был звуконеприницаем и ни в коем случае не позволял проникновения в эфир звука работающего "диска Нипкова". В ящике было темновато, чтобы работал луч освещения.
В этот "ящик" заходила первый теледиктор Урсула Пацшке. Как ее готовили? Камеры не воспринимали красный цвет, поэтому губки первой телезвезды красили помадой черного цвета. Тени на веках были ярко зеленые. Волосы посыпались золотой пудрой. Костюм не мог быть контрастным. Урсула в свободное время еще и помогала монтировать фильмы, точнее - отрывки из них.
Отрывки? Да .Ибо аппаратура и зрители еще не могли выдерживать демонстрацию полных метров кино. Итак, телепрограмма Третьего рейха за 1935 год выглядела скромно...но разнообразно. Вот она:
Музыка, Иллюстрации к неделе, Музыка, Научно-популярный фильм "Шумит Изар", Музыка, Научно-популярный фильм "Из рук в руки", Музыка, Комедия "Идеальная квартира", Музыка...
Музыка была разной. Из оперетт и опер, народные напевы, эстрадные шлягеры, эсэсовские марши. Но как это все показывать? "Телефункен" облегчил задачу, внедрив новую камеру, которая стала третьей, но уже в студии побольше - в некоем затемненном десятиметровом подиуме, куда к Урсуле стали приводить детей и зверей для показа и общения, в свободное от объявок время.
Телевидение Германии развивалось. Телестудия Пауля Нипкова переезжает в Немецкий дом Шарлоттенбурга на площадь Адольфа Гитлера 7-11. И здесь с ноября 38-го года вещание ведется уже из огромной студии в 300 кв. метров. Размах! Выдается в эфир телепостановка по пьесе Роберта Стивенсона "Чертята из бутылки". Затем последовала сотня других телеспектаклей забытого ныне жанра. В условиях сооружения декораций на круглой основе типа вращающейся сцены с камерой посередине. А кабели, а свет, микрофоны, а игра актеров и их показ в прямом эфире?! (Пусть вам Федоров, многолетний главный оператор УТ, расскажет, что значило толкать перед собой 100-киллограмовую камеру на колесах, фокусировать и строить кадр на не совсем ровном полу, слушая и выполняя немедленные команды режиссера.)
А как же пропаганда? В соответствующем министерстве уточнили: "Главной задачей телевизионной студии является исключительная актуальность". Поэтому в "Ежедневной службе" ІІІ Рейха давались нарезки из киножурналов "УФА". Ибо "телевидение должно использовать все возможности воздействия на народ".
Олимпиада-1936. Как использовался шанс?!
Это надо же было суметь! Обмануть мировую общественность и Олимпийский комитет уже в 32-го году, когда в мире и блокировали будущих хозяев-нацистов, и протестовали против расизма и еврейских погромов. Не очень сильными были протесты: "Пусть они сами разбираются со своими евреями...". МОК высылал в фашистский Берлин комиссию. Ее искусно кинули и продемонстрировали полную готовность к Всемирному форуму мира и честных состязаний. Понимая престижное и пропагандистское значение Олимпиады в Берлине, были приняты необходимые секретные меры. Временно запретили бить стекла в магазинах евреев. Цыган втихую выселили в спецлагерь. Заключенных запретили выводить на работы вблизи дорог и автобанов. СМИ приказали молчать о нацистских недоразумениях и не поносить чернокожих.
Под временным камуфляжем у нацистов оставалась главная цель: возвеличивание немецко-фашистского сверхчеловека на мировой арене Олимпиады. Геббельс провозгласил, как всегда искренне: "Единственная задача спорта в Германии - закалять характер немецкого народа".
Да, у них все получилось. Нашлись огромнейшие средства на подготовку страны, арен и команды. И вот триумф! Сборная фашистской Германии в итоговом зачете занимает первое место по числу золотых медалей, опередив и Америку. Победители! Весь мир увидел, кто самые сильные, быстрые, ловкие. И поднятыми руками, во главе с фюрером, салютовал и кричал "Хайль Гитлер" огромный стадион.
Американец Джесси Оуэнс на Играх-1936 в столице нацистской Германии поднимался на высшую ступеньку четырежды. Расист Гитлер был вне себя, но сделать ничего не мог |
Да, в моем поколении знали о спортивном подвиге чернокожего американца Джесси Оуэнса, завоевавшего в Берлине 4 золота, установившего мировой рекорд в прыжках в длину, что держался 25 лет. Спринтер-гений. И еще говорили, что Гитлер, хозяин Олимпиады, не то не пожал ему руки, не то вообще удалился со стадиона. Возможно. Он же был расистской свиньей и относился к низшим расам, даже к джазу, который играли чернокожие музыканты, запретительно. После победы, - наплевать. Подтвердились его слова об арийском сверхчеловеке из железных мышц и гранита, победившего все команды мира. Здесь, в столице Третьего рейха. Негры и евреи - 2-й сорт: "Люди, что вышли из джунглей, являются первобытными созданиями. Соревноваться с неграми - несправедливо, негров следует не допускать на Олимпийские игры".
Что говорить, грандиозное олимпийское торжество проходило под знаком свастики. С фашистским знаком хищный орел был везде. Я впервые увидел фото олимпийских медалей берлинской Олимпиады: и на них, оказывается, свастики.
Но это был и триумф телевидения. Прорыв в его технологиях и возможностях. Спортивный репортаж и трансляция со стадиона - именно здесь стали исключительным достоянием телеэкрана. Такого масштаба теледейство еще не показывалось.
Что для этого надо было сделать?
Вот на снимках телекамеры Ikonoskop, названные соответственно времени «телепушками», которыми транслировалась первая в мире передача Олимпиады. Камеры уже полностью электронные.
Примерно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за играми в 28 "телекомнатах". 25 больших экранов были установлены в Берлине. В помещении Рейхспочты был размещен гигантский экран для 300 зрителей.
Телевизионщики охватили и передали камерами и микрофонами гигантское действо открытия Игр в присутствии более ста тысяч человек. Официальный художественный руководитель церемонии Лени Рифеншталь (талантлива и красива, как бы к ней не относиться идейно) успела еще и создать документальный фильм "Олимпия". И профашистский, и на высоком документальном уровне.
Развитие спортивного телерепортажа продолжилось сразу же после Олимпиады. Замыслилась прямая трансляция (тоже впервые?) футбольного матча между командами Германии и Италии. Для репортажа на стадион была доставлена специально сконструированная камера "Супериконоскоп".
Сейчас можно снисходительно улыбнуться, но футбольный репортаж не состоялся из-за пасмурной погоды в ноябре. Камеры еще не "вытягивали" столь малое освещение футбольного поля, мяч был невиден. Вскоре футбольный репортаж наладился. Теперь мы знаем, откуда берут начало знаменитые немецкие футбольные передачи.
Еще до войны...
В победном 45-м среди развалин Рейхсканцелярии нашли многие коробки с лентами. Это были записи телепрограмм. С надписями: "Для кабеля". Ознакомились. И оказалось...
В феврале 1937 г. в Германии начались работы по созданию первого в мире кабельного телевидения. Пусть и для передачи партийных съездов, парадов, но широкополосный кабель был проложен между Берлином и Нюрнбергом (2500 км). И на массовом экране появились кроме съездов и фюрера сценки из жизни Берлина ХІХ в. в телепостановках, спортивные сюжеты: как делать гимнастику в семье, конные и парусные гонки, какие учреждения чем занимаются.
Возникает первое ток-шоу. Пока налегке: в студию были приглашены знаменитые артисты для обсуждения вопроса: "Действительно ли Вы целуетесь на сцене?".
Была нащупана и открыта популярнейшая для всех стран и народов уголовная передача "Криминальная полиция предостерегает" (ведущий Фриц Швигк). Сообщалось о розыске и задержании преступников. Тогда - не без участия гестапо.
Свадьба Магды и Иосифа Геббельс. Будущий великий фюрер скромно идет сзади, пока он всего лишь свидетель |
Используя семейное положение и тягу немцев к трем женским "К" (кухня, киндеры, кирха), Магда Геббельс обращается к супругу с убедительной продюсерской мыслью: создать при прачечных бытовых комбинатов особые комнаты, в которых могли бы собираться по десятка три женщин вокруг телевизора. Посмотреть, поболтать, обсудить увиденное. Идея была принята, женская программа осуществилась.
В отличие от некоторых стран, при фашизме религия не очень притеснялась. На Рождество 1935 г. рождается на радио - в сочетании со сбором зимней помощи для бедных - концерт по музыкальным заявкам. И эта передача получает популярность на все времена.
Конечно, при национал-социализме огромная роль во всех СМИ отводилось пропаганде, но... вместе с развлекательными программами. И по сей день есть разные мнения историков ТВ о соотношении пропаганды и развлечений. Есть парадоксальный подсчет: 75% тогдашнего эфира - развлекаловка, 25% - пропаганда. Геббельс считал развлекательные программы и художественные фильмы годящимися для идеологических посылов.
Есть и пример смешанного посыла: в эфире от 13 мая 1935 г. вместе с "концертом для флейты в Сансуси" ведущий умело сопоставлял обращения Фридриха Великого и выступление Гитлера.
Да, была громоподобная патетика партийных съездов с маршами и Вагнером, истерические, нравящиеся массам, выступления бесноватого фюрера. Эфир воспитывал послушание, веру в судьбу, любовь к фюреру, стойкость и т. д. Необходимое соотношение между развлечениями и пропагандой соблюдалось. Но чтобы смотрели все!
Как не смотреть приятное? Всего один прикол для позавчерашнего и сегодняшнего дней. В свободное от злодейств время, по свидетельству приближенных мемуаристов, Адольф Алоизович любил тоже посмотреть по телеку cентиментальную "мыльную оперу" или хороший индийский фильм (знакомую и нам "Индийскую гробницу", например).
Был еще один девиз телевидения при фашизме, который неоднократно сигналил на экране: "Дорогие телезрители, мы посылаем Вам хорошее настроение, мы дарим радость!".
Оказывается, небывалые для нас и радостные Марика Рок, Сара Леандр, Грета Вайзер и все эти ревю с танцами и музыкой, что я с корешами и родителями с открытыми ртами наблюдал после войны в трофейных фильмах, имели телевизионную площадку Берлинского дворца спорта еще до войны. Передача "Мы посылаем вам хорошее настроение" выходила два раза в неделю.
Но приближалось время военного безумства и агрессии. Эфир становился жестче. Наступали времена «тематических вечеров». Вот программа одного из них, посвященная войскам СС:
20.00. Актуальные сообщения
20.38. Штурмовое подразделение имени Э. Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС
20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС.
20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.48 "Слово фюрера". Отрывки из фильма.
20.49 "В борьбе - к победе".
Военные теледостижения
И в войну немецкое ТВ продолжается, вещает одно из всех воюющих стран. Казна ІІІ Рейха не жалела средств на это дело. С 39-го по 43-й, когда передатчик в Берлине был разбомблен союзниками, вложили в телевещание более 60 млн рейхсмарок. Сам Вермахт руководил и направлял телесигнал. В казармах и квартирах офицеров стояло полтысячи приемников. На производстве в тылу - еще 200 "ящиков". Велось вещание и в оккупированном Париже. Ставилась задача и принимались меры к овладению всеевропейским ТВ.
Но где еще активно смотрели телевизор? Госпитали - непременный спутник войны. Я помню, как мы с ребятами младших классов ходили организованно в наш тыловой госпиталь. Приносили безруким, безногим, слепым и обожженным бойцам кисеты, носки-варежки, сделанные мамами и бабушками. Читали с выражением стихи раненым.
А в углу палаты аккомпанировала черная тарелка радио с музыкой и Левитаном. Оставалась надолго эта шипящая "тарелка", а радиоприемники у всех забрали еще в первые дни войны. Какие там телевизоры!
А сейчас оказывается, что во многих немецких госпиталях работали телевизоры. 40 телеприемников по факту. И смотрели-слушали израненные солдаты вермахта любимую свою передачу "Мы посылаем вам хорошее настроение"...
Джерело і повна версія: "Телекритика"
Дивіться також:
1935: гітлерівське телебачення - вар'єте і агітпроп. ВІДЕО
Один день німецької дівчини в Києві. 1942 рік, ФОТОрепортаж із журналу
1960: радянський фільм про "сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст". ВІДЕО
Німецький агітпроп у поштових листівках. ФОТО
2009: передвиборчі ролики Партії регіонів: "покращення життя" і "вона працює". ВІДЕО
1991: прес-конференція ГКЧП на телебаченні. ВІДЕО
Всі матеріали за темою "Телебачення"