Десятинна церква - тест на зрілість українського народу

Відтворення Десятинної церкви - це не питання ініціативи окремої релігійної громади. Проти будівництва Собору виступають націоналісти, однак це - найбільш "націоналістичний" проект за останні 20 років. (рос)

C периодичностью раз в несколько месяцев в украинских масс медиа возникает волна негатива по поводу возрождения Десятинной Церкви в Киеве.

Средства массовой информации как по команде подхватывают и начинают муссировать уже сложившийся набор формулировок, "убедительно" доказывающих крайнюю опасность, политическую нецелесообразность и несвоевременность восстановления, без преувеличения можно утверждать, центрального храма Руси – Собора Пресвятой Богородицы (Десятинного), - с любовью названного в народе Десятинкой.

Объективно возникает вопрос: почему идея строительства именно этой Церкви (а их сейчас строится в Украине десятки) вызывает такое бурное сопротивление в информационной среде?

Что лежит в основе такой активности противодействия восстановления Православного Собора в стране, где Православие является религией национального большинства и исторически сложившейся культурообразующей религией украинского народа?

Для ответа на эти вопросы необходимо понять символическое место и роль Десятинки в истории нашего народа и в истории славяно-православной цивилизации в целом (термин Хангтинтона).

Что же такое Десятинка? Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) – первый православный каменный Кафедральный Собор на землях Руси.

Первоначальное место рукоположения славянского православного священства (т.е. для большинства священнослужителей Киевской Руси храм был родным), которое волнами расходилось по всем землям русским, что позволило за короткий промежуток времени сделать Православное вероучение основой жизни наших народов.

Собор построен в 989-996 гг. древнерусскими и византийскими мастерами за средства Великого князя Владимира (Святославовича), который выделял десятину (десятую часть княжеских доходов), что отобразилось в названии храма.

"Закладка Десятинной церкви в Киеве". Василий Верещагин

Место построения Собора было очень символично. Именно в этом месте по преданию была провозглашена проповедь Апостола Андрей Первозванного. Храм построен на месте мученической смерти первых мучеников за веру Христову на наших землях – варяга Федора и его сына младенца Иоанна (святые мощи которого находятся в Ближних пещерах нашей Лавры рядом со святыми мощами Ильи Муромца).

О значимости Собора для принятия Православия нашим народом свидетельствует факт того, что именно в Десятинной Церкви были погребены святой равноапостольный князь Владимир и его жена Анна – византийская царевна, святая равноапостольная княгиня Ольга, в ней находились святые мощи великомученицы Варвары, честная глава священномученика Климента папы Римского и мощи святого Фивы.

Духовную значимость Десятинки раскрывают, обращенные к Господу, известные из "Повести временных лет" слова князя Владимира: "Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы".

Поэтому в нашем отношении к возрождению Десятинного Собора содержится ответ на онтологический вопрос: достойны ли мы славы своих предков?

Какие приоритеты для будущего будут выбраны: строительство торгово-развлекательных центров для удовлетворения призыва толпы: "Хлеба и зрелищ!",  или же стяжание Святого Духа Божия для рождения в жизнь вечную, в том числе через возрождение своих святынь?

В такой постановке, возрождение Десятинки как символа нашего духовного первородства – это по сути постановка вопроса возврата звания Киеву – Иерусалима Земли Русской – именно так его назвал в 1856 г. император Александр II вслед за Святителем Димитрием Ростовским (А.Анисимов, с.38).

Хотим ли мы вернуть себе статус духовной столицы? Если же мы все-таки мыслим Киев как духовную столицу, а не просто как мегаполис, административный центр, в котором сосредоточены только власти и финансы страны, можем ли мы себе позволить предать забвению свой главный духовный символ?

Памятный камень советских времен с цитатой "Откуда есть пошла русская земля"

Поэтому воссоздание Десятинной церкви – это не вопрос инициативы отдельной религиозной общины и отношения к нему городских чиновников, а вопрос определения нами своего цивилизационного места, а следовательно задача государственного масштаба.

По Промыслу Божьему, против строительства Собора наиболее рьяно выступают т.н. националистически настроенные силы. Хотя, если следовать их логике, - строительство Десятинного Собора как восстановление духовного первородства – это самый "националистический" проект за всю историю независимой Украины.

Только отличие в нашем понимании "националистичности" проекта состоит не в противопоставлении нас России, а в призыве к украинскому народу осознать и оправдать звание Киева как духовной столицы славяно-православной цивилизации.

На наш взгляд, расцвет Киева как духовной столицы всегда совпадал с периодами духовной жизни Десятинного храма.

Первый период – от момента создания в 996 г. до разрушения Собора ордами хана Батыя в 1240 г как последнего оплота сопротивления завоевателям Киева. Второй период духовного расцвета столицы связан с именем православного митрополита Петра Могилы - по его инициативе в 30-х г XVII века начались раскопки руин храма и в дальнейшем его восстановление.

Примечательно, что почти все российские императоры считали своим долгом совершать паломнические поездки в Киев, посещая Десятинный храм, одаривая его богатыми подарками. Например, император Николай І шестнадцать раз посетил Киев, и по его высочайшему указу отстроена в 1828-1842 гг. Десятинка.

Восстановленный Десятинный храм постройки 1842 г.

Об отношении к Собору свидетельствует тот факт, что иконостас восстановленной Десятинной Церкви представлял собой точную копию Казанского Собора в Петербурге (лучшего, на тот момент только отстроенного в честь победы над Наполеоном, собора империи) (А.Анисимов).

"Киев – колыбель святой веры наших предков и вместе с сим – первый свидетель их гражданской самобытности",- сказано в высочайшем указе императора Николая Павловича об учреждении университета святого Владимира от 8 ноября 1833 года. Ему мы должны быть благодарны и за сохранение вековых фресок Софии Киевской.

Интересен исторический факт, что престол Десятинной Церкви был им обвязан царской Владимирской лентой.

В независимой Украине историческую роль ощущали все Президенты страны. Тому свидетельство принятые документы по археологическим исследованиям и музеификации остатков фундамента храма и желание построить новый храм.

В контексте изложенного, по-другому оцениваются высказывания противников строительства Десятинки, основные аргументы которых можно условно поделить на такие группы:

- политические аргументы противников: каноническая Украинская Православная Церковь является инструментом влияния Москвы, поэтому любые инициативы УПЦ (МП) враждебны интересам Украины; восстановление Собора усматривается как укрепление канонической УПЦ и усиление влияния Москвы, как попытка захвата наших святынь; храм должны отстроить УПЦ (КП) либо же, вообще, не строить;

- особенности территории: место расположения Десятинного храма (Детинец княжеского двора) является заповедной зоной; строительство сделает невозможным доступ к фундаменту, подтолкнет оползневые процессы;  храм несколько раз разрушался;

- культурологические аргументы противников: строительство храма уничтожит фундамент древней святыни; внешний вид Десятинной Церкви точно не известен.

Доходит даже до абсурда. Можно услышать с намеком на Десятинный храм, что в Библии есть предсказание о том, что строительство одного из храмов "запустит конец света".  

Не будем в этой статье оппонировать противникам возрождения святыни – по этому вопросу достаточно высказываний в информационном пространстве. Все перечисленные выше вопросы решаемы административными и техническими мерами. При этом отметим, что протестные высказывания звучат из уст нескольких (как правило, одних и тех же) людей и не отображают мнения ни киевлян, ни граждан Украины.

Реконструкция Десятинного храма П. Толочка и В. Харламова

Это важное, но не главное. Восстановление Десятинной Церкви – вопрос духовного порядка. А в такой постановке вопрос не ставится в принципе.

На самом деле, строительство Десятинки – это наш призыв ко Господу о готовности народа Украины к возрождению своей миссии духовного центра земель Святой Руси. Баталии же вокруг идей ее возрождения – это понятная для любого верующего человека духовная брань сил тьмы, а светской лексикой – это чистое богоборчество.    

В риторике оппонентов часто звучит вопрос: "почему право воссоздать Десятинный храм не передать УПЦ Киевского патриархата?". В таком случае строительство Десятинки будет поддержано национально настроенными силами Украины.

На самом деле все дело – в Святом Духе. Святой Дух как живая вода, льющаяся из одного источника, а можем ли мы напиться из пустого колодца? (Истинно верующие люди поймут, о чем я хочу сказать). Не секрет, что на Украине сегодня существует лишь одна признанная вселенским православием каноническая Церковь.

Необходимо осознать, что Десятинка является хранителем Духа нашего народа. Без преувеличения можно утверждать, что Десятинка – это "альфа" славяно-православной цивилизации.

Этому свидетельствует то, что этот Собор посвящен Пресвятой Богородице (а значит, все богородичные праздники являются престольными). Аналогичный по значению храм – Храм Христа Спасителя в Москве – это "омега" славяно-православной цивилизации.    

Таким образом, в дискуссиях по обсуждению вопроса о восстановлении храма, утеряно главное – Дух. Ведь именно Дух делает человека и народ  в целом долготерпеливым, милосердным, радующимся истине, не превозносящимся, не завистливым, не ищущим своего, не радующимся неправде, терпеливым, миролюбивым, старательным, братолюбивым и т.д.

Только то общество имеет будущее, где болезнь называется болезнью и указываются пути ее лечения, а здоровым пытаются подражать. Ведь святость и святые отцы всегда были идеалом в славяно-православной цивилизации. А христианство – это образ жизни, в котором главное – система мотивации поступков.

Разве станут в духовно здравом обществе делать образцами для воспитания подрастающего поколения шоуменов, звезд, политиков и др., пропагандирующих своим поведением самолюбие, гордость, тщеславие, сластолюбие (жажду наслаждений), бесчинство и т.д.?

Зададимся вопросом: можно ли получить правильное решение при неправильной постановке задачи?

Исторически доказано, что подъем любого государства не может осуществляться на идее "сытого желудка", развлечениях и потреблении как смысла жизни. В государственном строительстве должна непременно присутствовать духовная составляющая. Нам эта составляющая дарована исторически.

В одном из своих выступлений святейший патриарх Кирилл назвал Киев "началом всех наших начал", "святой землей" нашей Церкви. Ответ на вопрос "почему Киев – это духовная столица земель Руси", дает история.

Здесь только на территории Киево-Печерской Лавры находятся мощи более 124 святых и 30 мироточивых глав; до октябрьского переворота в город шел интенсивный паломнический поток – в определенные дни года приходилось до 5 паломников на 1 жителя (именно в среде паломников возникло известное выражение "Язык до Киева доведет!" и каждый житель Российской империи считал своим священным долгом хотя бы раз в жизни поклониться Киевским святыням); к концу ХІХ века в Киеве насчитывалось: 4 собора, 10 монастырей с 50 церковными зданиями на их территории, 105 православных церквей.

В качестве художественной иллюстрации былой духовности нашей приведем цитату А.М. Ремизова из рассказа  "Бабушка" (1912 г.): "Показался им Киев что рай Божий, ни пьющего, ни гуляющего не встретили богомольцы в Киеве, ни одного не видели в городе безобразника, а много везде ходили, ходили по святым местам, службы выстаивали, к мощам да к иконам прикладывались. Не город – рай-город Киев, лучше нет его, в трактирах с молитвой чай пьют, с молитвой закусывают. Только и разговоров о Киеве, хвалят не нахвалят, Бога благодарят…"  (А.Анисимов, с.206).

Мы должны четко распознавать главный фактор созидания государственности – духовное возрождение народа.

При таком видении возрождение Десятинки – это не просто строительство еще одной Церкви, это должно быть воссоздание целого духовно-просветительского историко-архитектурного комплекса с центром Десятинной Церкви, который мог бы включать в себя музей, паломнический центр, школу, библиотеку и др.

У 2011-му Мірошниченко хотів Національний Православний комплекс до 2013 року

Государство заинтересовано в поддержке создания такого пространства православной культуры. Создание такого комплекса, на наш взгляд, необходимо для формирования у представителей подрастающего поколения сакрального чувства истории (исторической памяти), и с его помощью – чувства патриотизма и сознательной любви к Родине.

Привязка комплекса к историческому (сакральному) месту реализует идею преемственности современного культурного поиска и цивилизационного вектора, заданного с Божией помощью святым равноапостольным кн.Владимиром через Крещение Руси.

 Юрій Мірошниченко (праворуч) із настоятелем "самостройного" Десятинного монастиря отцем Гедеоном на монастирської каплички. Фото: FB Nastya Stanko. Кілька днів тому капличку підпалили невідомі

Государство, ставящее своей целью не только земное благосостояние народа, но создание условий для благодатного преображения человека как смысла жизни, заинтересовано в восстановлении знаковых объектов не только в кирпиче и золоте, но и в поддержке и культивировании духовных и нравственных основ украинского народа.

Таким образом, государство, желающее оправдать статус своей столицы как духовной столицы всей славяно-православной цивилизации, по сути, должно являться основным социальным заказчиком и инициатором воссоздания своего главного христианского символа.

Именно поэтому строительство духовно-просветительского историко-архитектурного комплекса с центром Десятинной Церкви можно рассматривать как тест на духовную зрелость украинского народа.

При этом, в свободе нашего выбора три ответа: "этого не будет никогда", "нам все равно", "как же мы без этого могли жить?". Выбор за нами.

---------------------

Читайте також:

ХрамоЧос. Патріарх Кирил проти храму на фундаментах Десятинної

Яким має бути Музей Десятинки. Проект науковців

Археолог Гліб Івакін: "На місці Десятинної має бути музей Хрещення Русі"

Конфлікт у Музеї історії Десятинної. ВІДКРИТИЙ ЛИСТ

Десятинна церква - якою і коли вона була. ФОТО

Що пропонують зробити на Десятинці - підсумки конкурсу. ФОТО

Всі матеріали ІП за темою "Десятинна церква"

Євген Чикаленко: Центральна Рада та більшовицька навала

Євген Чикаленко про окупацію Києва більшовиками на початку 1918 року.

Ярина Ключковська: "Україна без нього була б інакшою". Пам'яті Ігоря Юхновського

Вічна пам'ять Ігореві Рафаїловичу Юхновському. Людині, яка залишила глибочезний слід у житті кожного з нас, навіть тих, хто про це не здогадується. Бо Україна без нього була б точно інакшою.

Юрій Юзич: Бойові командири Армії УНР з Куп’янська

Щонайменше троє уродженців Куп’янська більше 100 років тому воювали за Україну старшинами в складі Запорозького корпусу Петра Болбочана. Усі троє мали первинне офіцерське звання, але командували сотнями запорожців.

Микола Бандрівський: Львівські енкаведисти

Чи не у кожному українському місті є своя така пресумна місцина, де радянська влада допитувала, глумилася, піддавала невиносимим тортурам і по-садистськи знищувала тисячі і тисячі наших співгромадян. У Львові в червні 1941 року російські більшовики чинили масакри у львівській "Тюрмі №4", званій в народі - Бриґідки, перед відходом радянських військ зі Львова.